Чайковский, Шостакович, Танеев

Концертный зал

19.11.2021 / пт. / 19.00


Чайковский, Шостакович, Танеев

Общедоступный концерт русской симфонической музыки. Концертный хор Санкт-Петербургского государственного института культуры, хор и оркестр Музыкального училища им. Мусоргского. Дирижер – Юрий Серов. Перенесенный концерт с 2 ноября 2021 г.
6+

19 ноября. Общедоступный концерт

Общедоступный концерт русской симфонической музыки

Уважаемые слушатели! С 30 октября вход на концерты в Капелле осуществляется по QR-кодам. Правила посещения

ЧАЙКОВСКИЙ
«Воевода», симфоническая баллада
ШОСТАКОВИЧ
Концерт №1 для фортепиано, трубы и струнного оркестра
ТАНЕЕВ
«Иоанн Дамаскин», кантата на слова А. К. Толстого

Солисты: Роман ЧЕРЕЗОВ (труба), Евгений ИЗОТОВ (фортепиано)

Концертный хор Санкт-Петербургского государственного института культуры
Концертный хор Санкт-Петербургского музыкального училища имени М. П. Мусоргского
Санкт-Петербургский молодежный симфонический оркестр им. Мусоргского
Дирижер – Юрий СЕРОВ

Симфоническую балладу «Воевода» (1891) Петр Ильич Чайковский (1840–1993), уже всемирно признанный мастер, автор выдающихся творений во всех музыкальных жанрах, создавал на протяжении 1890–1891 годов. На этот раз его глубоко заинтересовала баллада великого польского поэта Адама Мицкевича (1798–1855) «Дозор» (1829), названная в переводе Пушкина «Воеводой». Письма к родным свидетельствуют о том, насколько композитор был увлечен замыслом. В оркестр он решил ввести новый, только что созданный инструмент — челесту. Юргенсону он писал: «По поводу инструментовки этой вещи у меня есть к тебе просьба. Я открыл в Париже новый оркестровый инструмент, нечто среднее между маленьким фортепиано и glockenspiel, с божественно чудным звуком. Инструмент этот я хочу употребить в симфонической поэме Воевода и в балете («Щелкунчик»). Называется он Celesta-Mustel. Я хочу тебя попросить выписать этот инструмент». С 6 по 22 сентября в Майданове, бывшем в это время постоянным приютом композитора, Чайковский оркестровал «Воеводу». Первое исполнение состоялось под его управлением в Москве 6 ноября 1891 года, концерт прошел с большим успехом.

Музыка «Воеводы» относится к лучшим страницам творчества Чайковского: изумительной красоты гибкие и пластичные мелодии, терпкие гармонии, волнующие насыщенные оркестровые кульминации, романтический и трагический пафос — все говорит о позднем стиле русского гения.

Над Концертом для фортепиано Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906–1975) работал с марта по июль 1933 года. Премьера состоялась 15 октября в Большом зале Ленинградской филармонии; дирижировал Фриц Штидри, партию трубы исполнил Александр Шмидт, партию фортепиано — автор. Хотя партия солирующей трубы в сочинении необыкновенно важна, его нельзя назвать двойным концертом, где роли двух инструментов равноценны. Главным героем сочинения по праву становится рояль. Концерт полон явных и скрытых цитат из Баха, Моцарта, Гайдна, Грига, Вебера, Малера, Чайковского, оставаясь при этом абсолютно цельным и индивидуальным произведением. Среди источников цитат — бетховенское рондо «Ярость по поводу потерянного гроша», его тему Шостакович использовал в фортепианной каденции финала. Концерт наполнен жизнелюбием, броской виртуозностью, пародией, иронией, юмором, но и удивительно проникновенный лирикой. Сегодня концерт — одно из наиболее известных и часто звучащих сочинений Шостаковича.

Кантата «Иоанн Дамаскин» (1884) во многих отношениях стала художественным воплощением идей Сергея Ивановича Танеева (1856–1915), касающихся «русской полифонии»; он пытался обработать русские церковные напевы средствами строгой полифонии. Творческим толчком стала потрясшая молодого композитора смерть Н. Г. Рубинштейна, памяти которого кантата посвящена. В качестве текста произведения композитор избрал отрывок из поэмы А. К. Толстого (1817–1875) «Иоанн Дамаскин».

Кантата оказалась первым сочинением Танеева, в котором его талант и мастерство выявились полно и ярко. Именно ей взыскательный композитор и дал ор. 1, хотя до того были написаны фортепианные пьесы, романсы, квартеты, трио и оркестровые пьесы. Критика того времени писала: «Это прекрасное pezza di musica, музыкальная композиция, в которой встречается множество очень тонко и умно задуманных эффектов в хорошем смысле этого слова, композиция, проникнутая в своем целом серьезным достоинством и внушающая полное уважение к познаниям и умению автора». Высказывались аналогии с Бахом, подчеркивалось великолепное владение полифонической техникой. Этот успех был, в сущности, первым в творческой жизни композитора, которого не уставали упрекать в заумности, сухости, отсутствии непосредственности и таланта.

«Иоанн Дамаскин» отличается высоким мастерством, возвышенным, строгим строем музыки, благородством и безупречностью вкуса. С созданием «Иоанна Дамаскина» в отечественной музыке появился тип лирико-философской кантаты, подлинный «русский реквием». От этой кантаты ведут в будущее многие нити. И прежде всего, «Иоанн Дамаскин» лежит на пути к поздним произведениям самого Танеева — к хорам a cappella, к возвышенно-философской проблематике кантаты «По прочтении псалма».

Симфонический оркестр Музыкального училища им. Мусоргского существует с 1926 года, когда, согласно постановлению Народного комиссариата просвещения РСФСР, в Ленинграде был учрежден Центральный музыкальный техникум (ныне училище имени М. П. Мусоргского) — первое учебное заведение такого типа в стране. В разные годы симфоническим оркестром техникума-училища руководили выдающиеся дирижеры: И. А. Мусин, Е. А. Мравинский, И. Э. Шерман, Б. Я. Тилес, В. В. Калентьев, Ю. И. Симонов, В. А. Чернушенко, Н. Г. Алексеев. С начала 1970-х оркестр несколько десятилетий возглавлял выдающийся дирижер и педагог Л. Я. Савич, воспитавший плеяду одаренных оркестровых музыкантов.

Оркестр объединяет более 60 молодых музыкантов струнного и духового отделов училища, многие из которых являются лауреатами международных конкурсов, ведут активную сольную концертную деятельность. Оркестр регулярно выступает в лучших концертных залах Санкт-Петербурга, в репертуаре коллектива шедевры симфонической музыки различных эпох и направлений. В настоящее время руководителем коллектива является известный петербургский музыкант Юрий Серов.

Лауреат международных и всероссийских конкурсов Концертный хор Санкт-Петербургского государственного института культуры состоит из студентов кафедры академического хора факультета искусств — будущих хормейстеров. Художественный руководитель — лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга, профессор Сергей Екимов. Хормейстеры — Лариса Яруцкая, Владимир Поляков. Концертмейстер — Константин Зелигер.

В разные годы руководителями коллектива были Н. Корнев, С. Свойский, Л. Яруцкая. Хор выступал на новой сцене Мариинского театра, в Большом зале Московской консерватории, залах Санкт-Петербургской, Карельской и Новгородской филармонии, Капеллы Санкт-Петербурга, Храме Воскресения Христова, Большом концертном зале «Октябрьский», гастролировал в Нижнем Новгороде и за рубежом (Польша, Финляндия, Литва, Республика Беларусь, Сербия, Босния и Герцеговина).

Коллектив неоднократно принимал участие в Международных фестивалях «Северные цветы», «Звуковые пути», «Петербургская музыкальная весна», «Онего-классик» (Петрозаводск), международном зимнем фестивале Юрия Темирканова «Площадь Искусств», Международном открытом фестиваль искусств «Дню Победы посвящается…» (Москва), принимал участие в Концерте-открытии I Московского Великопостного хорового фестиваля (2018). Сотрудничал с симфоническими оркестрами и выступал под управлением и Н. Алексеева, В. Альтшулера, В. Халилова, А. Титова, А. Штейнлухта. А. Рыбалко, П. Смелкова, А. Богорада, Ю. Серова, Д. Майера (США), В. Пруста (Бельгия) и других дирижеров. В 2011 г. хором записан компакт-диск петербургского композитора Ю. Фалика «Литургические песнопения».

Концертный хор Музыкального училища им. Мусоргского воссоздан в 2017 году в продолжение многолетних традиций, заложенных еще в первые годы существования училища (с 1926 года, с основания учебного заведения). В настоящее время в коллективе занимаются студенты теоретического, фортепианного, духового, струнного и народного отделений. В репертуаре хора традиционные для подобного ансамбля произведения: старинная музыка, хоры русских композиторов второй половины 19-го века, духовные песнопения, сочинения современных авторов. 9 мая 2019 года состоялось дебютное выступление коллектива в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии с исполнением песен военных лет. Руководитель хора — Анастасия Массарская.

Евгений Изотов получил образование в Санкт-Петербургской консерватории, аспирантуре этой же консерватории, а также с отличием окончил аспирантуру в Эколь Нормаль де Мюзик в Париже (Ecole Normale de Musique de Paris). Его педагогами были профессора Нина Серегина, Елена Семишина, Мариан Рябицки. В рамках мастер-классов занимался с Д. Башкировым, У. Наборе, К. Х. Кеммерлингом, Л. Берманом. Пианист успешно сочетает интенсивную концертную деятельность с педагогической. С 2004 года Евгений преподает камерный ансамбль в Санкт-Петербургской консерватории и с 2008 года занимает должность приглашенного профессора по классу фортепиано в Пусанском университете Silla в Республике Корея.

Со студенческих лет активно гастролирует в России, Европе, Японии, Роспублике Корея, Бразилии. Его имя можно увидеть на афишах лучших залов Санкт-Петербурга, а также Вигмор-холла (Лондон), Фестшпильхауса (Баден-Баден), Сити-холла (Гонг-Конг), Дворца Ле-Корум (Монпелье), зала Корто и театра де Буфф дю Нор (Париж), замка Нимфенбург (Мюнхен), Казальс-холла (Токио), Пусан Арт-центра (Республика Корея) и др. Принимал участие в многочисленных музыкальных фестивалях, среди которых фестиваль в Люцерне, Харрогейт в Англии, Бузони в Больцано, имени И. Менухина (Гштаад, Швейцария), Радио Франс в Монпелье, Кухмо в Финляндии и др.

Евгений Изотов выступал с Филармоническим оркестром Северо-западной Германии, оркестрами Эрмитажного театра и Капеллы Санкт-Петербурга, Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, оркестром Петрозаводской филармонии, оркестром фестиваля в Куритибе (Бразилия), Филармоническим оркестром Пусана (Южная Корея). Играл под руководством таких дирижеров как Михаил Юровский, Жан-Клод Казадезюс, Хуберт Судан, Моше Ацмон, Ави Островский, Дориан Уилсон, Роберт Тревиньо, Александр Чернушенко, Александр Анисимов, Карло Палеччи, Эмиль Саймон.

Юрий Серов окончил Санкт-Петербургскую консерваторию в 1991 г., аспирантуру в 1993 г., стажировался в Зальцбурге и Веймаре. В качестве дирижера, солиста-пианиста и ансамблиста гастролировал более чем в 40 странах мира, записал более 70 компакт-дисков для ведущих звукозаписывающих компаний России, Бельгии, Японии и США.

До 2017 года Юрий Серов работал главным дирижером Волгоградского академического симфонического оркестра, он является приглашенным дирижером Литовского национального симфонического оркестра и оркестра Карельской государственной филармонии, сотрудничает с Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, с Санкт-Петербургским государственным академическим симфоническим оркестром, с Национальным оркестром Белоруссии, с оркестром Белградской филармонии, с бельгийским оркестром Prima la Musica, с Филармоническим оркестром Каунаса, с Европейским камерным оркестром, с симфоническими оркестрами Сан-Пауло и Цинциннати, с филармоническими коллективами Саратова, Самары и других городов и стран.

Юрий Серов — автор многочисленных лекций, статей и эссе о музыке, кандидат искусствоведения, дает мастер-классы в Бразилии, Франции, Португалии, Бельгии и России. В настоящее время (2021) — директор Санкт-Петербургского музыкального училища имени М. П. Мусоргского.