Фортепианный концерт и оратория «Иван Грозный» Прокофьева

Концертный зал

30.01.2021 / сб. / 19.00


Фортепианный концерт и оратория «Иван Грозный» Прокофьева

4-й концерт абонемента «Музыка и слово» сезона 2019/2020. Музыка кинофильма Сергея Эйзенштейна. Чтец и солист – Юрий Лаптев. Перенесенный концерт 21 марта (4 июня) 2020 г. Билеты действительны
0+

30 января. «Иван Грозный»

4-й концерт Пятого абонемента сезона 2019/2020 «Музыка и слово». Перенесенный концерт 21 марта (4 июня) 2020 г.

ПРОКОФЬЕВ
Концерт для фортепиано с оркестром № 1
Солист – Илья ЧИРСКОВ
«Иван Грозный», оратория по одноимённому кинофильму С. Эйзенштейна для меццо-сопрано, баса и оркестра (редакция А. Стасевича)
Солистка – Дарья ЛЕЙБОВА (меццо-сопрано)
Чтец и солист – Юрий ЛАПТЕВ

Хор и Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
Дирижер – Александр ЧЕРНУШЕНКО

Творческий союз Сергея Прокофьева и великого режиссера Сергея Эйзенштейна поистине уникален. Музыка Прокофьева для театра и кино хотя и была «прикладной» по характеру создания, далеко вышла за рамки экрана и сцены. Фильм «Иван Грозный», съемки которого проходили в годы войны, в условиях эвакуации «Мосфильма» в Алма-Ату, стал последней совместной работой Прокофьева и Эйзенштейна. Музыка к этой кинокартине — одна из вершин творчества композитора. Первая часть «Ивана Грозного» была удостоена в 1946 году Сталинской премии, но вторая часть была запрещена.

В 1961 году, уже после смерти Прокофьева, дирижер Абрам Стасевич объединил отдельные фрагменты музыки к фильму в ораторию «Иван Грозный», добавив в нее партию чтеца. Оратория обрела значительную популярность. Ее первое исполнение было приурочено к 70-летию со дня рождения Прокофьева. В 1997 году на основе авторских автографов были опубликованы партитуры всей сохранившейся музыки Прокофьева к фильму «Иван Грозный».

С Первым концертом совсем молодой Сергей Прокофьев 7 августа 1912 года впервые выступил в Москве, в сопровождении симфонического оркестра. Через неделю произведение было представлено петербургской публике. Слушатели приняли концерт весьма благосклонно, однако мнения критиков резко разделились. Дмитрий Кабалевский отмечал: «Первый фортепианный концерт — сочинение двадцатилетнего композитора — вызвал такую критическую бурю, каких давно не знала русская музыкальная жизнь. Восторженные голоса смешались в этой буре с голосами, решительно отвергавшими и само сочинение, и его юного автора. Концерт оказался слишком необычным и не столько по форме, языку и пианистическим приемам (хотя здесь было немало нового!), сколько по взрывчатой силе своего жизненного содержания, остро контрастировавшего с анемичной музыкой декадентских салонов того времени. <…> Жизнь решила этот спор, не торопясь, но уверенно. Первый концерт Сергея Прокофьева исполняется во всем мире до сих пор, привлекая внимание крупнейших пианистов и неизменно вызывая успех у публики».

В 1914 году Прокофьев исполнил Первый концерт на своем выпускном экзамене в Санкт-Петербургской консерватории. После бурных дебатов жюри удостоило молодого музыканта золотой медали и почетной премии имени Антона Рубинштейна.