«Симфонические танцы» Сергея Рахманинова

Концертный зал

23.01.2021 / сб. / 19.00


«Симфонические танцы» Сергея Рахманинова

3-й концерт абонемента «Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга». Дирижер – Александр Чернушенко
0+

23 января. Грендаль, Рахманинов

3-й концерт Первого абонемента «Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга»

ГРЕНДАЛЬ
Концерт для тромбона с оркестром
Солист – Дмитрий КРЫЛОВ
РАХМАНИНОВ
«Симфонические танцы», соч. 45

Уважаемые слушатели! Программа концерта 23 января изменена. Вместо сольного концерта Йеруна Бервертса прозвучат «Симфонические танцы» Рахманинова и Концерт для тромбона Грендаля. Солист – Дмитрий Крылов.

Третий концерт абонемента представит публике молодого солиста оркестра Капеллы Дмитрия Крылова. Концерт для тромбона с оркестром датского композитора, скрипача и дирижера Лауни Грёндаля (1886–1960) стал «высоким стандартом» в этом жанре. Сочинение было создано автором в Риме в 1924 году и демонстрирует стиль, сочетающий национальную мелодическую и ритмическую характерность с неоклассическими тенденциями европейской музыки. Композитор, посвятивший более 30 лет дирижерской работе в оркестре Датского радио и прекрасно знающий природу каждого инструмента, выразил все подвластные тромбону эмоции — от мужественной героики первой части до глубокой лирической экспрессии второй части и виртуозной скерцозности финала.

«Симфонические танцы», последнее масштабное произведение Сергея Рахманинова, писались на пределе творческих и человеческих сил — столь важен был для композитора итог многолетних размышлений о времени и о себе. Оторванный от родины, Рахманинов не находит духовного пристанища за океаном, но преодолевает многолетний кризис и достигает творческого апогея в своих поздних творениях, стоя на пороге вечности. А распространение по миру фашизма и окончательная гибель гуманизма XIX века окончательно убедили его в необходимости создать духовное завещание-предупреждение.

Существуют тысячи прочтений «Симфонических танцев» — партитуру накладывают на евангельские тексты, соотносят с шифрами отечественных бальных ритуалов, в ней находят бесконечные смысловые ряды и ассоциации. Возможно, этот процесс был инициирован самим композитором. Он начал с версии «Фантастических танцев», затем переименовал их в «Симфонические танцы», дав программные заголовки каждой из трех частей («День», «Сумерки» и «Полночь»), и, наконец, снял названия, придя к бессюжетной партитуре, сочетающей сложнейший жанр симфонии с танцевальной стихией.

Драматургический замысел Рахманинова остался неизменным — глубинное противопоставление Добра и Зла, Жизни и Смерти, высокого Этоса и негативного разрушения. И лишь развитие в коде финала литургической темы-цитаты из «Всенощного бдения» (знаменное песнопение «Благословен еси, Господи») останавливает разгул стихии разрушения. Кода «Симфонических танцев» утверждает попрание смерти духом и возвращение души к вере и духовности, противостоящим адскому хаосу.

Закончив последнюю страницу партитуры, Сергей Васильевич надписал на автографе: «Благодарю тебя, Господи!» Он посвятил сочинение Филадельфийскому симфоническому оркестру и его главному дирижеру Юджину Орманди. Первое исполнение состоялось 3 января 1941 года в Филадельфии. В России «Симфонические танцы» прозвучали в разгар Великой Отечественной войны — 25 ноября 1943 года в Москве под управлением Николая Голованова. Надеждам композитора на хореографическую инсценировку «Симфонических танцев» Михаилом Фокиным не суждено было сбыться. Зримая пластичность и театральная природа этой музыки так и не нашли своего достойного воплощения после смерти великого хореографа.