Реквием Керубини и «Франческа да Римини» Чайковского

Концертный зал

30.04.2021 / пт. / 19.00


Реквием Керубини и «Франческа да Римини» Чайковского

Хор и Симфонический оркестр Капеллы под управлением Александра Чернушенко
0+

30 апреля. Керубини, Чайковский

КЕРУБИНИ
Реквием до минор для смешанного хора и оркестра (1817)
ЧАЙКОВСКИЙ
«Франческа да Римини», фантазия для оркестра, op. 32

Хор и Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
Дирижер – Александр ЧЕРНУШЕНКО

Симфоническая фантазия П. И. Чайковского «Франческа да Римини», принадлежащая к числу величайших шедевров симфонической программной музыки, и Реквием до минор великого итальянского композитора и музыкального деятеля Луиджи Керубини прозвучат 30 апреля в концерте Хора и Симфонического оркестра Капеллы Санкт-Петербурга под управлением народного артиста России Александра Чернушенко.

«Франческа да Римини» была создана Чайковским в 1876 г. на сюжет одной из песен «Божественной комедии» Данте. В ней повествуется о встрече поэта во время путешествия по кругам ада с парой влюбленных — Франческой да Римини и Паоло Малатестой, убитыми из-за супружеской измены. Реальная история этой пары, вдохновлявшая в разное время многих литераторов, художников и композиторов, нашла блистательное воплощение в музыке Чайковского. Петр Ильич считал «Франческу да Римини» наиболее удачным из своих произведений. Премьера состоялась в Москве под управлением Н. Г. Рубинштейна 25 февраля 1877 г. В Петербурге «Франческа» впервые прозвучала 11 марта 1878 г. И публика, и критика приняли сочинение с восторгом.

* * *

Большая часть композиторской карьеры Луиджи Керубини была посвящена опере. Выросший в Италии и недолго проживший в Лондоне, он переехал в Париж в возрасте 27 лет и прожил там всю оставшуюся жизнь. Он быстро стал доминирующей фигурой на французской музыкальной сцене. В 1805 г. Керубини отправился в Вену, где познакомился с Гайдном, Бетховеном и Наполеоном, который прибыл в Вену как завоеватель. Французский император призвал композитора вернуться в Париж. По возвращении Керубини впал в глубокую депрессию, потерял всякий интерес к музыке, удалился в замок Чимай (ныне в Бельгии), где занялся живописью и ботаникой. К счастью, в 1808 г. его попросили написать мессу для местной церкви, и с этого момента Керубини всерьез заинтересовался духовной музыкой. Огромный успех имел его Реквием до минор. Когда после революции и Наполеоновских войн к власти во Франции вернулась династия Бурбонов, Керубини был назначен директором Королевской капеллы и верховным интендантом музыки. Новое правительство решило провести поминальную службу по казненным Людовику XVI и Марии-Антуанетте и заказало Керубини Реквием. Впервые он прозвучал 21 января 1817 года в базилике аббатства Сен-Дени.

Успех Реквиема Керубини был мгновенным и ошеломляющим, несмотря на то что церковь посчитала его слишком светским и неподходящим для исполнения в храмах. Бетховен в восторге утверждал, что если сам будет писать Реквием, то возьмет за образец именно Реквием Керубини. Самого композитора он называл «величайшим из ныне живущих». Реквием Керубини звучал на поминальной службе по Бетховену. Для Шумана это сочинение было «не имеющим себе равных». Тем печальнее, что это прекрасное произведение, которым восхищались многие композиторы и которое в XIX веке ставили вровень с Реквиемом Моцарта, к концу столетия утратило свою популярность.