Большой симфонический оркестр им. Чайковского

Концертный зал

29.04.2021 / чт. / 19.00


Большой симфонический оркестр им. Чайковского

Перенесенный концерт Большого симфонического оркестра. Дирижеры: Владимир Федосеев, Антон Лубченко. Билеты действительны
0+

29 апреля. Фестиваль «На страже мира»

Перенесенный концерт с 1 ноября 2020 г.

Большой симфонический оркестр им. Чайковского
К 90-летию коллектива, а также 75-летию Победы, 105-летию Г. В. Свиридова, 180-летию П. И. Чайковского
Под эгидой фестиваля «На страже мира»
Художественный руководитель – Владимир Федосеев

СВИРИДОВ
«Маленький триптих» для оркестра (1964)
Дирижер – Владимир ФЕДОСЕЕВ

ЛУБЧЕНКО
Сюита из музыки к фильму «Три дня до весны», соч. 95-а (2016)
ПРОКОФЬЕВ
Сюита из оперы «Повесть о настоящем человеке», соч. 117-а (1948)
Дирижер – Антон ЛУБЧЕНКО

ЧАЙКОВСКИЙ
Сюита из балета «Спящая красавица», соч. 66-а (редакция Владимира Федосеева)
Дирижер – Владимир ФЕДОСЕЕВ

88-летний маэстро Владимир Федосеев и БСО им. П. И. Чайковского не намерены сдаваться непростым обстоятельства в год 75-летия Победы и выступят 29 апреля в Капелле Санкт-Петербурга под эгидой фестиваля «На страже мира». Легендарный дирижер как истинный представитель поколения победителей и его прославленный оркестр приедут, чтобы исполнить в родном для маэстро городе популярные шедевры и редкие сочинения классиков.

Петербургский фестиваль «На страже мира», художественным руководителем которого является народный артист СССР Владимир Федосеев, — один из самых молодых музыкальных проектов в России — пройдет уже во второй раз. Его программа целиком состоит из русской музыки, совмещая популярную классику XX в. с менее известными сочинениями. Так, в 2019-м наряду с произведениями Гаврилина, Шостаковича и Прокофьева впервые без сокращений прозвучала Симфония «Хроника блокады» Бориса Тищенко.

Пандемические сложности внесли свои коррективы в фестивальную программу, которую в этом году пришлось сократить всего до двух мероприятий. Главное из них — концерт Большого симфонического оркестра им. П. И. Чайковского на сцене Капеллы Санкт-Петербурга. Программа выступления 1 ноября обещает быть не менее интересной, чем в прошлом году.

В Петербурге впервые прозвучит сюита из последней оперы Сергея Прокофьева «Повесть о настоящем человеке». Первооткрывателем этой недооцененной партитуры стал молодой петербургский дирижер и композитор Антон Лубченко, возглавляющий оргкомитет Фестиваля. Восстановив партитуру по рукописям, он уже десятилетие неустанно пропагандирует ее красоты: первым со дня написания поставил эту оперу без купюр на сцене, осуществил ее полную запись, получившую международную премию «Чистый звук». Из симфонических фрагментов оперы дирижер составил сюиту и впервые исполнил ее во Франции в 2012 году. Особенной яркостью отличается «Румба», которую по сюжету танцует Маресьев. Это единственное обращение Прокофьева к джазу. Композитор испытывал антипатию ко всем «легким» жанрам в музыке. Но, очевидно, в 1948 году уже невыездной Прокофьев таким образом вспоминал об американском периоде своей жизни... Сюиту из «Повести...» вместе с фрагментами собственной музыки к фильму «Три дня до весны» о жизни блокадного Ленинграда представит за дирижерским пультом Антон Лубченко. Несмотря на свою «молодость», музыка к «Трем дням до весны» режиссера Александра Касаткина за четыре года успела снискать известность. В киноленте она звучит в исполнении оркестра Мариинского театра. Позже ставший знаменитым «Ленинградский вальс» из этого фильма исполняли другие признанные коллективы: Симфонический оркестр Лейпцигского радио, Московский оркестр «Русская филармония», оркестр Михайловского театра. Его включали в свой репертуар такие дирижеры, как Кристиан Ярви, Массимо Занетти, Фабио Мастранжело. Теперь увенчанную этим вальсом сюиту петербуржцы услышат в неподражаемом звучании «федосеевцев».

Сочинения Лубченко и Прокофьева включены в программу Фестиваля в связи с 75-летием Победы ― одной из знаковых дат, которым посвящен проект, обе партитуры прозвучат под управлением Антона Лубченко. Надо отметить, что, несмотря на петербургские творческие корни, музыкант крайне редко сегодня выступает в Петербурге — за последние три года его концерты в нашем городе можно пересчитать по пальцам.

Редким гостем в родном Ленинграде-Петербурге остается и маэстро Владимир Федосеев. Патриарх русской дирижерской школы, народный артист СССР, художественный руководитель и главный дирижер БСО им. П. И. Чайковского, маэстро Федосеев начинал профессиональный путь в Ленинградской филармонии по приглашению Евгения Мравинского. Легендарный коллектив, по праву считающийся одним из главных оркестров страны, Владимир Федосеев возглавил в 1974-м, почти полвека назад. Сам же оркестр в этом году отмечает 90-летие — еще один юбилей, значащийся в посвящении Фестиваля.

Особый подарок зрителям — сочинения, ставшие и для маэстро, и для его коллектива визитной карточкой. Записанные на грампластинки в исполнении тогда еще Всесоюзного оркестра радио и телевидения СССР, они постоянно звучали в эфире, а сегодня считаются эталонными. Одно из таких сочинений ― открывающий фестиваль «Маленький триптих» Георгия Свиридова. С композитором, которому в этом году исполняется 105 лет, Владимира Федосеева связывали большая человеческая дружба и тесное сотрудничество: Свиридов зачастую писал в расчете именно на маэстро и его оркестр. Хотя в последние годы появилось немало новых интерпретаций музыки Свиридова, до сих пор право первенства в чистоте исполнения свиридовских партитур безраздельно принадлежит именно «федосеевцам». Завершится вечер шедевром композитора, чье имя стало титульным для прославленного оркестра: под управлением маэстро Федосеева прозвучит составленная им сюита из балета «Спящая красавица» Петра Ильича Чайковского.

В рамках фестиваля этого года также запланирован показ и публичное обсуждение фильма-концерта «Два русских "Гамлета": Чайковский. Прокофьев», снятого к 180-летию Чайковского.

Владимир Федосеев о программе фестиваля:
«Основная миссия фестиваля — показать искусство композиторов, связанных с Петербургом, максимально полно. Прокофьев, Свиридов — известные авторы XX века, давно вошедшие в историю. Помимо исполнения их произведений мы сыграем то, что пишется в эти дни и минуты. Так мы продемонстрируем связь музыкальных поколений».