Концерт для виолончели и Семнадцатая симфония Мясковского

Концертный зал

14.04.2021 / ср. / 19.00


Концерт для виолончели и Семнадцатая симфония Мясковского

4-й концерт абонемента «Юбилейные даты». Солист – Александр Рудин. Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
0+

14 апреля. К 140-летию Николая Мясковского

4-й концерт Четвертого абонемента «Юбилейные даты»

Николай Мясковский. К 140-летию со дня рождения
Концерт для виолончели с оркестром до минор, соч. 66
Солист – Александр РУДИН
Симфония № 17 соль-диез минор, соч. 41

Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
Дирижеры: Александр РУДИН, Александр ЧЕРНУШЕНКО

В апреле 2021 года исполняется 140 лет со дня рождения Николая Мясковского (1881–1950), одного из самых выдающихся советских композиторов первой половины XX века. Наследие Мясковского на долгие десятилетия было незаслуженно предано забвению. 14 апреля в исполнении Симфонического оркестра Капеллы Санкт-Петербурга прозвучит Симфония № 17 соль-диез минор Мясковского и Концерт для виолончели с оркестром до минор. Солист и дирижер — народный артист России Александр Рудин. Дирижер — народный артист России Александр Чернушенко.

Британский критик Грегор Тасси назвал Николая Мясковского «одной из величайших загадок русской музыки ХХ века». Живя в эпоху таких всемирно известных авторов, как Шостакович, Прокофьев и Хачатурян, Николай Мясковский не смог занять достойное место в истории, хотя и был одним из самых исполняемых советских композиторов своего времени. Его музыка повсеместно звучала не только в СССР, но и входила в репертуар ведущих оркестров Европы и Америки. Мясковского иногда называют «отцом советской симфонии».

Николай Яковлевич Мясковский родился в Новогеоргиевске, русской крепости недалеко от Варшавы. Николай поступил в военно-инженерный институт в 1899 году, но его главным призванием стала музыка. По рекомендации Римского-Корсакова и Танеева Мясковский начал занятия с Глиэром, а затем с его другом, композитором Иваном Крыжановским. В 1906 году Мясковский был принят в Санкт-Петербургскую консерваторию в довольно позднем возрасте — 25 лет. В 1908 году он написал свою Первую симфонию. По окончании консерватории в 1911 году Мясковский вступил на поприще критика, регулярно публикуясь в журнале «Музыка». В 1914 году с началом Первой мировой войны он ушел на фронт.

В первой половине XX века Россию покинули многие музыканты и композиторы, в их числе — Рахманинов, Стравинский, а также близкий друг Мясковского Сергей Прокофьев, с которым он долгое время поддерживал очень теплую переписку. Оставшись в Советском Союзе, Мясковский стал символическим «мостом», соединяющим старый русский музыкальный мир с новой послереволюционной Россией. В 1921 году он стал профессором Московской консерватории, где обладал огромным авторитетом. Работе в консерватории он отдал почти 30 лет. Мясковский написал 27 симфоний, над которыми он зачастую работал в стремительном темпе. Симфония № 5 ре мажор была названа критиками «первой советской симфонией». Симфонии автора действительно были современными произведениями, которые по популярности не уступали творениям его советских и западных коллег.

10 февраля 1948 года было принято печально знаменитое постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «Об опере „Великая дружба“ В. Мурадели», давшее старт кампании нападок на деятелей искусства за так называемый формализм в музыке. Хотя Мясковский пользовался большим уважением в советском музыкальном сообществе, он также пал жертвой этой травли. Он вошел в один список с Шостаковичем, вернувшимся в СССР Прокофьевым и Хачатуряном, своим учеником. Мясковский не стал публично «каяться» в своих грехах, и его карьера композитора была обречена. Его музыка исчезла с концертных афиш и была предана забвению. Написавший огромное количество сочинений и воспитавший целое поколение советских музыкантов, Мясковский был номинально «реабилитирован» властями только после смерти. Он получил посмертно Сталинскую премию за свою сонату для виолончели № 2 ля минор. Мясковский пять раз был лауреатом Сталинской премии — больше, чем какой-либо другой композитор.

Имя Мясковского хорошо знакомо музыковедам, но его музыка редко исполняется в концертах, партитуры не так просто найти в библиотеках, а записей очень мало. По счастью, его музыка начинает возвращаться к слушателям. Так, в начале 1990-х годов Евгений Светланов реализовал масштабный проект по записи всех симфоний Мясковского и большинства других его оркестровых сочинений на 16 компакт-дисках.