Людвиг ван Бетховен и его эпоха

Концертный зал

25.12.2020 / пт. / 19.00


Людвиг ван Бетховен и его эпоха

2-й концерт абонемента «Юбилейные даты». Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга. Дирижер – Александр Рудин
0+

25 декабря. К 250-летию Людвига ван Бетховена

2-й концерт Четвертого абонемента «Юбилейные даты»

Людвиг ван Бетховен. К 250-летию со дня рождения
Симфония № 8 фа мажор, соч. 93
РОМБЕРГ
Концертино для двух виолончелей с оркестром
КРАФТ
Концертино для двух виолончелей с оркестром
РИС
Увертюра «Мессинская невеста»
Солист – Эмин МАРТИРОСЯН

Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
Солист и дирижер – Александр РУДИН

Обращаем внимание наших слушателей на отмену детских мероприятий и запрет посещения детьми любых концертов до 16 января 2021 г.

Второй концерт абонемента «Юбилейные даты» представляет главного юбиляра 2020 года — Людвига ван Бетховена в окружении современников и коллег по цеху. Такая концепция концерта не только создает богатый фон и добавляет выразительные штрихи к бетховенскому портрету, но и знакомит с интереснейшими судьбами и музыкальным стилем эпохи. Имя Александра Рудина на концертной афише гарантирует публике не только высочайший уровень исполнительской и дирижерской интерпретации, но и притягательную своей необычностью программу. Любовь музыканта к новым (или забытым старым) именам и произведениям, стремление к широте исторического контекста окружают ореолом новизны даже знакомые произведения и их авторов.

Венцом концертной программы 25 декабря станет Восьмая симфония Бетховена. После своих шедевров микеланджеловского размаха — Третьей и Пятой симфоний, драматических увертюр «Эгмонт» и «Кориолан», Пятого концерта для фортепиано — Мастер создает симфонию ретроспективного свойства в духе безмятежных, наполненных танцевальными образами и шутливыми эффектами опусов Гайдна. Чем обусловлен такой творческий разворот? Не сокрыта ли в партитуре тонкая пародия Бетховена на уходящую эпоху с ее идеалами Просвещения? А может, это отдохновение творца перед жизненным финалом с его мощным броском в будущее? Трактовка дирижера и характер оркестрового исполнения даст публике ответы на эти вопросы.

Земляк, ученик и друг Бетховена Фердинанд Рис (1784—1838) при жизни был известен всей Европе как пианист-виртуоз, композитор, дирижер и директор лондонского Королевского филармонического общества. Он оставил впечатляющее наследие во всех ведущих жанрах того времени — в общей сложности около трехсот сочинений. Родившись в семье потомственных музыкантов, обучался и сформировался в прекрасного инструменталиста под руководством отца — скрипача-виртуоза Ф. А. Риса (Бетховен был его учеником). Изгнанный наполеоновским нашествием из рейнских земель, пианист оказался в Вене и вошел в жизнь Бетховена — он стал терпеливым и ответственным секретарем, вдумчивым интерпретатором-пропагандистом, биографом-мемуаристом великого творца. Но карьера Риса не исчерпывалась только отражением бетховенского светила — как пианист и композитор он снискал восторг публики и критики в Германии, Австрии, Англии, России. Его игру на рояле уподобляли звучанию эоловой арфы. Концертно-симфоническую и камерную музыку Риса высоко оценивали знатоки уровня Роберта Шумана. Огромный успех имела его первая опера «Мессинская невеста» по Шиллеру, эффектная увертюра из которой будет исполнена в концерте.

Еще большая слава сопровождала Бернхарда Ромберга (1767—1841). По праву считающийся основоположником виолончельной школы Германии, он вместе со своим кузеном, скрипачом Андреасом Ромбергом, достойно продолжил традиции семьи, давшей миру известных инструменталистов и певцов. В своем родном Мюнстере «вундеркинд с виолончелью» был известен с шестилетнего возраста, а к двадцати годам праздновал триумфы по всей Европе. Недолго работая солистом в придворной капелле Бонна, он познакомился с Бетховеном и стал на долгие годы его партнером в ансамблях разных составов (в том числе и с Ф. Рисом). В последующие годы Ромберг вел яркую концертную жизнь, периодически оседая в Париже (в ранге профессора консерватории), Берлине (солист короля Пруссии), России (длительные гастроли). Закат его жизни пришелся на Гамбург, где он зарекомендовал себя не только как мэтр виолончельной педагогики и востребованный дирижер, но и как удачливый бизнесмен, создав фирму по производству фортепьяно. Ромберг-композитор был плодовит и оценивал свою музыку куда выше бетховенской. Она привлекает мелодическим изяществом и вкусом, сочетанием виртуозного великолепия с элегантной стройностью формы. Ценными для истории оказались его концертные произведения для виолончели с оркестром. В них автор творчески претворил свои новаторские методы виолончельной игры, изложенные им в фундаментальной «Школе для виолончели». Таков портрет музыканта, который представлен в программе Концертино для двух виолончелей с оркестром.

Еще одно произведение того же жанра вышло из-под пера Микулаша Крафта (1778—1853), представителя богемской виолончельной династии. Сын и ученик знаменитого виолончелиста Антонина Крафта (друга и прекрасного интерпретатора музыки Гайдна, Моцарта, Бетховена), он, пожалуй, вкусил чуть меньше славы и успеха. Причин тому было много, включая случайную травму руки. Карьера музыканта началась в придворной капелле князей Эстергази, а продолжилась в аналогичном коллективе вюртембергского короля в Штутгарте и легендарном оркестре Венской придворной оперы. Из его сольных выступлений современникам запомнились блестящие программы с И. Н. Гуммелем и Б. Ромбергом. Одаренный композиторским талантом, Крафт-младший большую часть произведений создал для своего инструмента — его концерты для виолончели с оркестром, фантазии, попурри и дивертисменты были в свое время очень популярны.