Месса «Терезия» и «Прощальная» симфония Йозефа Гайдна

Концертный зал

19.12.2020 / сб. / 19.00


Месса «Терезия» и «Прощальная» симфония Йозефа Гайдна

Солисты, Хор и Симфонический оркестр Капеллы под управлением Владислава Чернушенко
0+

19 декабря. Вечер музыки Йозефа Гайдна

ГАЙДН
Theresienmesse си-бемоль мажор
Солисты: Лариса РАДЧЕНКО (сопрано), Людмила СИДЕНКО (меццо-сопрано), Олег ТРОФИМОВ (тенор), Станислав БЕЛАВИН (бас)
Симфония № 45 фа-диез минор «Прощальная»

Обращаем внимание наших слушателей на отмену детских мероприятий и запрет посещения детьми любых концертов до 16 января 2021 г.

Хор и Симфонический оркестр Капеллы
Дирижер – Владислав ЧЕРНУШЕНКО

Йозеф Гайдн, прослуживший 45 лет придворным капельмейстером у князя Эстергази, вел жизнь, наполненную трудом и всевозможными ограничениями, но, как истинный сын своего века, никогда не знал уныния и не сетовал на судьбу. Музыка Гайдна идеально передает его «философию радости».

В своих мессах Гайдн достиг совершенства в жанре духовной музыки, какого не достигал ни один композитор его времени, за исключением Моцарта с его Реквиемом. Последние мессы Гайдна признаны подлинными шедеврами. Все сочинения в этом жанре были написаны композитором на заказ. Месса «Терезия» (1799) сочетает возвышенное и радостное в самом совершенном виде. Спокойное, благоговейное чувство разлито во всем произведении от первой до последней ноты. Месса «Терезия» не имеет ничего общего с великой императрицей — Гайдн сочинил ее для супруги князя Эстергази. Свое наименование она получила случайно, поскольку вскоре после первого исполнения партитура оказалась в коллекции Марии Терезии.

Симфония № 45, более известная как «Прощальная», была написана Гайдном в 1772 году как своеобразный намек князю Эстергази. По одной версии, музыканты княжеской капеллы слишком долго не получали жалованья; по другой версии, князь слишком долго задержался в своем поместье, и оркестранты заскучали по своим близким. Гайдн написал для симфонии дополнительную «пятую часть», во время которой музыканты под печальную музыку один за другим покидали сцену. Этот прием, который придумал сам композитор, вызывает у слушателей сильные эмоции уже несколько веков. По традиции «Прощальная симфония» исполняется при свечах, оркестранты по очереди гасят свечи и уходят со сцены.