Missa Festiva и мотеты для хора и органа Александра Гречанинова

Концертный зал

18.11.2020 / ср. / 19.00


Missa Festiva и мотеты для хора и органа Александра Гречанинова

Певческая капелла Санкт-Петербурга. Художественный руководитель – Владислава Чернушенко. Дирижер – Николай Курбатов
0+

18 ноября. Хор и орган

ГРЕЧАНИНОВ
Missa Festiva, праздничная месса для хора и органа, op. 154
6 мотетов для хора и органа,
op. 155:
Ave verum
Ave Maria
Tantum ergo
Tu es Petrus
Laudate Dominum
Cantate Domine 

Партия органа – Юрий СЕМЕНОВ

Певческая капелла Санкт-Петербурга
Художественный руководитель – Владислав ЧЕРНУШЕНКО
Дирижер – Николай КУРБАТОВ

В концерте Певческой капеллы Санкт-Петербурга 18 ноября будет представлена одна из ярких граней творчества великого русского композитора Александра Гречанинова, одного из самых известных авторов русской духовной музыки. Прозвучат произведения, которые Гречанинов создал в период эмиграции, когда его интерес обратился к католической церковной музыке: мотеты и «Праздничная месса» (Missa Festiva).

Александр Тихонович Гречанинов — выдающийся представитель «нового направления» русской духовной музыки, столь ярко заявивший о себе на рубеже XIX–XX веков. Церковная музыка стала самой значительной частью в творчестве композитора. Гречанинов создал более 150 самостоятельных либо входящих в состав циклов песнопений разных жанров для хора a cappella или с инструментальным сопровождением. Хоровая музыка Гречанинова заметно выходила за традиционные рамки. Характеризуя свой особый стиль, сам композитор называл его «симфоническим». «Русские ведомости» отмечали в одной из рецензий: «Гречанинов — один из редких у нас мастеров чистого хорового стиля (a cappella) — пошел здесь, кажется, дальше, чем где бы то ни было в своих прежних сочинениях, в смысле „симфонизации“ хора».

В 1925 году Гречанинов покинул Родину и уехал в эмиграцию Париж. Он писал: «Меня соблазняют вернуться в Россию. Но меня ведь сейчас же поставят к позорному столбу как духовного композитора, а я так дорожу этим званием…» В Европе, а затем в Америке карьера Гречанинова складывалась удачно, он выступал как дирижер, пианист и концертмейстер, написал много инструментальной и духовной музыки. В эмиграции Гречанинов сочинил несколько католических месс и мотетов, а также протестантских хоров, оставаясь при этом православным верующим. Missa Festiva («Праздничная месса») в 1937 году получила в Париже первую премию на конкурсе церковной музыки и была исполнена в соборе Нотр-Дам-де-Пари.