Вечер музыки Чайковского

Концертный зал

24.10.2020 / сб. / 19.00


Вечер музыки Чайковского

Перенесенный 4-й концерт абонемента «Хор и Симфонический оркестр Капеллы» сезона 2019/2020. Концерт перенесен с 30 апреля 2020 г. Билеты действительны. Солисты, Хор и Симфонический оркестр Капеллы под управлением Александра Чернушенко. Внимание, замена солиста! Вместо Елизаветы Украинской сольную партию в концерте Чайковского исполнит Олег Вайнштейн
0+

24 октября. К 180-летию Чайковского

4-й концерт Второго абонемента сезона 2019/2020 «Хор и Симфонический оркестр Капеллы»
Концерт перенесен с 30 апреля 2020 г. Билеты действительны

К 180-летию со дня рождения П.И. Чайковского
Концерт для фортепиано с оркестром № 1 си-бемоль минор, соч. 23
Солист – Олег ВАЙНШТЕЙН
Кантата «Москва» по случаю коронации Александра III
Солисты: Дарья ЛЕЙБОВА (меццо-сопрано), Вадим ТАРАКАНОВ (баритон)

Хор и Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
Дирижер – Александр ЧЕРНУШЕНКО

Уважаемые зрители! По независящим от Капеллы причинам Елизавета Украинская не сможет принять участия в концерте. Сольную партию фортепиано исполнит Олег Вайнштейн.

Первый концерт Чайковского стал настоящим музыкальным символом России. Трудно поверить, что великий пианист Николай Рубинштейн, для которого Чайковский и писал свой концерт, категорически отверг произведение, устроив композитору настоящий «разнос». Позднее Чайковский в письме Надежде фон Мекк с обидой рассказывал об этом: «Тогда из уст Николая Григорьевича полился поток речей, сначала тихий, потом все более и более переходивший в тон Юпитера-громовержца. Оказалось, что концерт мой никуда не годится, что играть его невозможно, что пассажи избиты, неуклюжи и так неловки, что их и поправлять нельзя, что как сочинение это плохо, пошло, что я то украл оттуда-то, а то оттуда-то, что есть только две-три страницы, которые можно оставить, а остальное нужно или бросить или совершенно переделать… Я был не только удивлен, но и оскорблен всей этой сценой… он снова повторил мне, что мой концерт невозможен, и, указав мне на множество мест, требующих радикальной перемены, сказал, что если я к такому-то сроку переделаю концерт согласно его требованиям, то он удостоит меня чести исполнить мою вещь в своем концерте. „Я НЕ ПЕРЕДЕЛАЮ НИ ОДНОЙ НОТЫ, — отвечал я ему, — И НАПЕЧАТАЮ ЕГО В ТОМ САМОМ ВИДЕ, В КАКОМ ОН НАХОДИТСЯ ТЕПЕРЬ!“ Так я и сделал».

В результате Чайковский посвятил свой концерт Гансу фон Бюлову, одному из известнейших музыкантов в истории. Бюлов был в восторге от произведения. Он впервые исполнил Первый концерт 25 октября 1875 года в Бостоне. Концерт приобрел большую популярность в Америке и неоднократно звучал во время гастролей Чайковского в США в 1891 году. Он исполнялся в одном из концертов в честь открытия Карнеги-холла. Впервые в Санкт-Петербурге концерт прозвучал 1 ноября 1875 года в исполнении Густава Кросса под управлением Эдуарда Направника. А 3 декабря московской премьерой в исполнении Сергея Танеева дирижировал уже Николай Рубинштейн, который изменил свое мнение о Первом концерте и затем включил его в свой репертуар.

Кантата «Москва» была написана Чайковским для коронации императора Александра III. Известно, что Александр еще до восшествия на престол благоволил композитору и помогал ему. Чайковский получил заказ от коронационной комиссии и должен был выполнить работу в невероятно короткие сроки — две недели. До него, именно из-за нереальных сроков работы, от заказа отказался Антон Рубинштейн. Он и рекомендовал комиссии обратиться к Чайковскому.

По счастью, композитора вдохновили стихи Аполлона Майкова, которые были положены в основу кантаты. Стихотворный текст, стилизованный под древнюю былину, охватывает историю России от основания Москвы. «Есть маленькая патриотическая хвастливость, но вместе с тем вся пьеса глубоко прочувствована и написана оригинально. В ней есть свежесть и искренность тона, давшая и мне возможность не только отделаться от трудной задачи кое-как, лишь бы было соблюдено приличие, но и вложить в мою музыку долю чувства, согретого чудесными стихами Майкова», — писал Чайковский. Впервые кантата «Москва» прозвучала на коронационных торжествах в Грановитой палате Московского Кремля 15 мая 1883 года. В советское время текст произведения был подвергнут цензуре и переделке, из него были изъяты все упоминания о Боге и царе.