Выставка Марии Рахманиновой пройдет в галерее Капеллы с 17 по 31 марта
Памяти Сергея Параджанова
В 2020 году исполняется 30 лет со дня смерти одного из самых ярких художников в истории кино — Сергея Параджанова. Афористичная мысль П. П. Пазолини о том, что смерть — это финальный монтаж жизни, позволяет осмыслять (в духе Сартра) уход великих мастеров как место окончательной сборки их проектов и через них — их собственной сущности.
В этом смысле для нас, сегодняшних, годовщина ухода Параджанова — повод в очередной раз переосмыслить его путь не только таким, каким он был для самого мастера и его современников, но также и из перспективы истории, часто текущей вдаль по руслам старых трагедий, но неизменно производящей условия для нового опыта.
Несправедливо вытесненный в слепое пятно культуры партийной цензурой, политическими преследованиями и последующим неблагоприятным социально-политическим климатом, сегодня Сергей Параджанов, увы, остается зримым лишь для людей, всерьез вовлеченных в визуальное искусство. Однако именно теперь, когда поп-культура близка к тому, чтобы исчерпать всю свою псевдоэстетическую пиротехнику, вновь формируются условия для нового запроса на подлинно эстетический опыт в самом широком диапазоне его субъектов: от малоискушенного зрителя до художника.
Как и все великие мастера, Сергей Параджанов создает собственный удивительный визуальный язык — как доступ к особой, пронзительной встрече с миром. «Я всегда был пристрастен к живописи, – говорит Параджанов о самом себе, – и давно уже свыкся с тем, что воспринимаю кадр как самостоятельное живописное произведение. Я знаю, что моя режиссура охотно растворяется в живописи, и в этом, наверно, ее первая слабость и первая сила. В своей практике я чаще обращаюсь к живописному решению, но не литературному. И мне доступнее всего литература, которая по сути своей сама — преображенная живопись». В широком смысле именно этот метод лег в основу оммажа Сергею Параджанову, представленного данным циклом фотографий.
Сегодня, на новом витке социальной и индивидуальной подавленности, политических преследований, репрессий в отношении любой инаковости, а также тотальной тишины, воцарившейся в пространстве клиповых моделей мышления и восприятия, не способных принести обещанной радости и полноты бытия, пожалуй, самое время обращаться к языкам старых мастеров — до сих пор плохо расслышанным и воспринятым.
Если предположить, что самая искренняя благодарность художнику — новое высказывание на созданном им неповторимом языке, то представленный цикл фотографий, приуроченных к годовщине смерти мастера, создавался именно в качестве такой признательности. И этот цикл также — приглашение к дальнейшему размышлению. Это попытка выстроить новое высказывание из постсоветского «сегодня», — высказывание, не повторяющее сами образы Параджанова, но продолжающее его эстетический код, художественный принцип, внутреннюю логику его мира.
Об авторе:
Мария Рахманинова. Родилась в 1985 г. в Москве. Живет в Санкт-Петербурге. Художник-график. Доктор философских наук. Фотограф. Член Союза фотохудожников России с 2012 г.