Концертный хор Санкт-Петербурга
Концертный хор Санкт-Петербурга (прежнее название – Камерный хор Смольного собора) – один из известнейших хоровых коллективов Санкт-Петербурга. Его рождение совпало с периодом кардинальных преобразований в концертной жизни России. Для хорового исполнительства эпоха перемен оказалась в наибольшей степени благоприятной – исчезли идеологические барьеры, жестко ограничивавшие репертуарный диапазон. Под началом своего первого руководителя Станислава Легкова, авторитетного дирижера и профессора Санкт-Петербургской консерватории, Хор Смольного немало способствовал возвращению на концертную эстраду сокровищ русской духовной музыки, в течение десятилетий остававшихся в положении ad marginem. Сочинения Бортнянского, Березовского, Веделя – крупнейших представителей профессиональной хоровой культуры России и Украины XVIII века; церковные песнопения Чеснокова и Архангельского, созданные столетием позже; гениальные полотна Рахманинова и Чайковского, – таков фундамент (впрочем, для 90-х годов XX века весьма типичный) формирования исполнительского стиля и мировоззрения молодого коллектива. С 1994 по 2000 хором руководил Андрей Петренко, затем – Эдуард Кротман.
2004 год стал поворотным в судьбе хора. В качестве главного дирижера и художественного руководителя в коллектив пришел заслуженный артист России Владимир Беглецов. Молодость (маэстро к тому моменту едва перешагнул 40-летний рубеж); великолепное образование (фортепианный, хоровой и симфонический факультеты Санкт-Петербургской консерватории); опыт работы с Академической капеллой, многолетний преподавательский стаж в Хоровом училище имени М.И. Глинки. Подобный комплекс, помноженный на талант, энергию прирожденного лидера и неиссякаемый запас творческих идей, не мог не привести к потрясающим результатам. Помимо обязательных для каждого профессионального коллектива сочинений русских и западноевропейских классиков (к уже упомянутым добавим имена Баха, Моцарта, Гайдна, Мендельсона, Брамса) в исполнении Концертного хора Санкт-Петербурга все чаще можно услышать музыку XX века и редко звучащие образцы отдаленных эпох. От кантов петровского времени до недавних опусов Десятникова. Хор с равным совершенством воплощает труднейшие партитуры Танеева и Шостаковича, Стравинского и Шнитке. Именно в исполнении этого коллектива в 2006 году в Петербурге впервые прозвучала «Утреня» Пендерецкого, в том же году состоялась мировая премьера кантаты Свиридова «Бич Ювенала».
Сегодняшний уровень исполнительского мастерства Хора вполне соответствует широте интересов его художественного руководителя. Практически каждый из тридцати двух хористов (все – выпускники или студенты Консерватории) может справиться с сольной партией. В соответствии с определением «камерный», присутствующим в названии коллектива, Беглецов добивается виртуозного владения звуком, его внимание всегда привлечено к мельчайшим фразировочным деталям. Вместе с тем Концертный хор, укрепленный силами Хора мальчиков Хорового училища имени Глинки, с огромным успехом представляет такие монументальные полотна как Реквием Верди или «Всенощная» Рахманинова.
Концертный хор Санкт-Петербурга – коллектив действительно современный. О его вокальной манере можно сказать, что европейская легкость и графичность голосоведения органично сочетается в ней с исконно русской насыщенностью тембра. История Хора еще только начинает складываться, однако уже сегодня степень его признания в Петербурге и за пределами родного города велика. Коллектив регулярно выступает в Смольном, Исаакиевском, Сампсониевском соборах, Спасе на Крови, в залах Филармонии и Капеллы, принимает участие в многочисленных фестивалях, в числе которых Невские хоровые ассамблеи и Пасхальный фестиваль. Среди зарубежных гастрольных адресов – Голландия, Испания, Польша, Словения, Эстония. Оба филармонических оркестра – Заслуженный коллектив России и Академический симфонический, Оркестр Государственного Эрмитажа, Симфонический оркестр Капеллы; дирижеры Геннадий Рождественский и Юрий Темирканов, Саулюс Сондецкис и Николай Алексеев, Александр Дмитриев и Валентин Нестеров; певцы Ольга Кондина и Петр Мигунов, – таков далеко не полный перечень творческих партнеров и друзей Камерного хора Смольного собора, круг которых постоянно расширяется.