Архив новостей

14 мая 2016

Конкурсные прослушивания Всероссийского хорового фестиваля (II региональный этап) пройдут в Капелле 27 мая

27 мая 2016 года в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга в рамках Всероссийского хорового фестиваля, проходящего под эгидой Министерства культуры Российской Федерации, состоятся конкурсные прослушивания участников II регионального этапа по Северо-западному региону. В Капелле Санкт-Петербурга выступят взрослые и детские народные хоры, а также фольклорные коллективы. Творческое жюри фестиваля состоит из ведущих представителей отечественного хорового искусства.

По завершении конкурсных прослушиваний, 28 мая 2016 года в Капелле Санкт-Петербурга состоится гала-концерт победителей II этапа по Северо-западному региону, где лучшие фольклорные коллективы продемонстрируют свое мастерство и талант широкой публике.

Координатор фестиваля: Демченко Елена Николаевна
Телефон: 8(812)710-6913
email: capella@capellaspb.ru

Скачать график выступления хоровых коллективов 27 мая (doc.* файл)


11 мая 2016

Сергей Догадин: «В Капелле изумительная публика»

Петербургский скрипач Сергей Догадин – один из самых одаренных и харизматичных музыкантов своего поколения. Уже в таком молодом возрасте он достиг невероятно высокого уровня и выиграл множество престижных международных конкурсов. Его игра каждый раз оставляет неизгладимое впечатление. 17 мая Сергей Догадин снова выступит в Капелле – на сей раз с концертом камерной музыки.

– Мы решили сделать не совсем обычный вечер и включить в нашу программу максимально широкий спектр музыки. Начнется концерт с соль минорной скрипичной сонаты Баха. Сонаты и партиты для скрипки соло это одна из жемчужин творчества Баха, совершенное творение и технически исключительно сложное. Для того времени это был очень смелый поступок – написать настолько виртуозное сочинение, которое представляет собой невероятную сложность даже для очень одаренных музыкантов. То же самое можно сказать и о Никколо Паганини, он будет представлен в нашей программе каприсами номер 20 и 21. Паганини очень серьезный новатор, по сути, его сочинения определили дальнейшее развитие скрипки как таковой. Также прозвучит соната Моцарта ми минор, одна из самых известных его сонат, написанная им в совсем юном возрасте. Очень красивая, лирическая музыка, простая, прозрачная, но при этом невероятно трудная для ансамблевого исполнения.

Во втором отделении будет представлена соната № 4 бельгийского композитора Эжена Изаи, который определил, наряду с Фрицом Крейслером (которому как раз и посвящена Четвертая соната), дальнейшее развитие скрипки в XIX веке. Его всемирно известный цикл из шести сонат – самое известное творение композитора, созданное как ответ на сложнейшие сонаты и партиты Баха. В честь 125-летия со дня рождения Прокофьева мы закончим концерт его сонатой № 1, очень глубоким и серьезным произведением.

Я играю вместе с замечательным молодым пианистом Глебом Королёвым. Он родился в Риге, учился в Московской консерватории, после этого уехал в Кёльн, где теперь учится у одного из самых известных профессоров нашего времени Клаудио Мартинеза. В то же время он поступил в академию «Моцартеум» в Зальцбурге, там он занимается у одного из ярчайших профессоров российской школы Павла Гилилова. Мы с ним играем вместе около двух лет, часто выступаем в Германии, в других странах Европы, и мы решили, что было бы интересно показаться и в Петербурге.

– Я знаю, что в вас необычайно много вложил ваш отец, Андрей Догадин (концертмейстер группы альтов ЗКР Симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии, профессор Санкт-Петербургской консерватории. – Прим.). Недавно в Капелле вы выступали вместе с ним, это был очень трогательный момент. Каково это – заниматься с отцом и играть с ним на сцене?

– И то, и другое сложно. Папа действительно очень многое в меня вложил, и этот вклад неоценим. Мы начали с ним заниматься, когда мне было 8-9 лет, до этого, в основном, моим обучением занималась мама (Лариса Догадина, артистка Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии. – Прим.). Мой отец – музыкант широчайшего спектра. У него фантастический взгляд на музыку и, что самое важное, у него нет каких-то стереотипов. Он мыслит очень широко, и это дает ему возможность оставаться самим собой, что в наше время большая редкость. Что касается нашего с ним музицирования, это моменты, которые я вспоминаю с большой теплотой. Большая редкость в наши дни, чтобы отец и сын участвовали в совместных концертах классической музыки. И конечно, это очень волнительно, потому что он начинает переживать за меня, а я за него, и находиться вместе на одной сцене для нас непросто.

– Ваш недавний большой успех – первая премия на конкурсе в Ганновере в 2015 году. Расскажите об этом подробнее.

– Конкурс имени Йозефа Йоахима входит в число пяти главнейших конкурсов скрипачей в мире. Я считаю, это фантастический успех. Было очень тяжело: пять туров, много разных стилей, начиная от Баха, Моцарта и Бетховена и заканчивая ультрамодерновыми авторами. Для этого конкурса Робертом Колманом была написана очень сложная пьеса для скрипки соло, которая представляла собой невероятный вызов для всех музыкантов. Ее нам выслали всего за месяц до начала конкурса, и я думаю, это стало причиной, по которой несколько участников не приехали на конкурс. Я полторы недели потратил на то, чтобы просто «раскопать» эту вещь, буквально по одной ноте, настолько это необычная и тяжелая пьеса. В финале я исполнял концерт Шостаковича с Филармоническим оркестром радио NDR – прекрасный оркестр, сыграть с которым большая честь для любого музыканта. Конкурс очень широко освещался в прессе, было очень много зрителей. Это действительно невероятный успех, в который я до сих пор не могу поверить. Благодаря этому я сейчас играю на изумительном инструменте Джованни Батиста Гваданини, сделанном в 1765 году. Мне его предоставили в аренду на 3 года. Зимой я буду записывать диск на фирме NAXOS. По сути, мы запишем скрипичную антологию Шостаковича. Будет исполнена соната для скрипки и фортепиано и 24 прелюдии для скрипки и фортепиано. Победа на конкурсе открыла многие возможности, включая концертные предложения из Европы, с оркестрами, с которыми до сих пор я еще не имел удовольствия играть.

– Я не могу не спросить о Конкурсе имени Чайковского 2011 года (Сергей стал обладателем II премии, первая не присуждена. – Прим.). Я помню, как за вас болели, как в зале электричество буквально висело в воздухе, настоящее сумасшествие. Постарайтесь вспомнить эти дни.

– Знаете, это было очень сложно. Конкурс проходил летом, помню, была приличная жара, очень трудно играть. Пришло очень много зрителей, все болели, поддерживали меня. Очень большая и объемная программа, в таком диком напряжении было очень трудно выдать свой максимум. Но, учитывая, что конкурс проходил в Питере, мне в чем-то было легче. Я знал залы, и я отлично знал оркестр Филармонии, который сопровождал финал. Но в чем-то было и сложнее, потому что играть дома это огромная ответственность и большое напряжение. Но, слава Богу, всё прошло хорошо.

– Сейчас вы учитесь в Австрии и даже играли в Капелле концерт с вашим педагогом Борисом Кушниром.

– В Австрии я учусь уже около трех лет. Два года я занимался в сольной аспирантуре в Граце. Окончив ее, я решил остаться у профессора Кушнира, и сейчас учусь у него в Венской консерватории. Это фантастический музыкант и педагог, таких, наверное, почти и не осталось в мире, их можно сосчитать на пальцах одной руки. Иметь такой слух, как у Бориса Исааковича, очень дорогого стоит. Он, как «эхолот», слышит каждую ноту, каждую часть этой ноты. Очень важно иметь рядом настолько компетентного человека, который мог бы адекватно оценивать твою игру. Я просто наслаждаюсь новым опытом занятий с ним.

– Сотрудничество с какими оркестрами и дирижерами стало для вас наиболее важным в вашей карьере?

– Несколько дней назад, 12 мая, у меня был концерт в Мадриде, в одном из лучших залов мира «Аудиторио Насьональ». И это был незабываемый момент сотрудничества с одним из самых великих дирижеров нашего времени Юрием Хатуевичем Темиркановым и нашим филармоническим оркестром. Конечно, играть с ними – это нечто особенное, открываются новые грани сочинений, которые мы исполняем. И конечно, то, что Юрий Хатуевич делает с музыкой и с оркестром – это фантастика. Я могу перечислить много имен, за последние годы у меня было много контактов с замечательными дирижерами и коллективами.

– Когда вы играете с Симфоническим оркестром Капеллы, у вас с этими музыкантами возникает особая «химия», говоря спортивным языком. Чем вы это объясните?

– Дело в том, что с этим оркестром меня связывают многие годы сотрудничества. И очень важно, что в коллективе происходит постоянная подпитка в лице молодых исполнителей. У них большое желание, большой энтузиазм, они привносят свое собственное видение музыки. Но в то же время очень важно этим правильно управлять, что с блеском делает Александр Владиславович Чернушенко. Это очень непросто, потому что мало просто найти хороших молодых исполнителей, их надо еще и заразить общей идеей. Ну и, конечно, в Капелле отличный зал – это один из моих самых любимых залов в мире. Здесь роскошная акустика, фантастически звучит скрипка, оркестр. Для музыкантов очень важно, чтобы им было удобно играть. Есть залы, где тоже всё замечательно звучит, но на сцене нет того уютного ощущения, которое мы все ищем. Звук не «летит» назад к тебе, а ведь очень важно, чтобы ты хорошо слышал свою игру.

– Есть не столь одаренные музыканты, которые выбиваются наверх за счет адского труда. А насколько сильно нужно «пахать» по-настоящему талантливому музыканту, чтобы оставаться на своем уровне?

– Я, например, достаточно много «пашу» просто в силу того, что нужно много выступать и учить много новых сочинений. Но в то же время я думаю, что талант очень важен. Какие-то вещи, безусловно, можно наработать и нужно это делать, особенно в детском возрасте. Но, в конечном счете, именно талант отличает великого исполнителя от просто хорошего. Талант складывается из очень многих факторов. Это совокупность ума, развития, воспитания, фантазии и т.д. Все должно удачно вместе сложиться, и только тогда это даст плоды. Очень важно, как ты мыслишь, что ты можешь привнести своего в музыку, не выходя при этом за рамки вкуса и за рамки стиля.

– Перед какой публикой вам интереснее и комфортнее выступать – перед тонкими ценителями музыки или перед теми, кто нечасто бывает на классических концертах?

– На каждом концерте есть люди, которые первый раз в жизни пришли послушать классическую музыку, им очень важно почувствовать эту атмосферу, проникнуться ею. Но есть те, кто постоянно ходят на концерты, искушенные, требовательные слушатели, которые хорошо знают музыку. Эти две категории трудно разделить, они всегда присутствуют в любом зале. Дело в том, что в Санкт-Петербурге вообще очень уютно играть. В Капелле изумительная публика, они всегда очень тепло принимают, и ты всегда чувствуешь отдачу.

Интервью взял Виталий Филиппов.


07 мая 2016

Капелла Санкт-Петербурга начинает проводить открытые репетиции для школьников и студентов

Капелла Санкт-Петербурга начинает проводить открытые репетиции для школьников и студентов. Теперь у юных любителей музыки появилась уникальная возможность присутствовать на генеральных прогонах концертов Хора и Симфонического оркестра Капеллы под руководством Владислава и Александра Чернушенко. 5 мая на репетиции концерта в честь Дня Победы побывали учащиеся Немецкой гимназии «Петершуле».

Капелла активно работает над привлечением внимания молодого поколения к классической музыке. Наша основная миссия – культурно-просветительская деятельность. Современная молодежь, конечно, избалована обилием событий в Культурной столице, но Капелла старается постоянно привлекать новых слушателей. Мы организовываем множество проектов, предназначенных для самой разной аудитории.


06 мая 2016

Гастроли Певческой капеллы в Литве и Латвии пройдут с 7 по 13 мая

Певческая капелла Санкт-Петербурга отправляется на гастроли в Литву и Латвию, где выступит впервые с момента обретения независимости странами Балтии. Легендарный хор из Северной столицы примет участие в Международном фестивале русской духовной музыки, который пройдет с 7 по 12 мая. Капелла под управлением народного артиста СССР Владислава Чернушенко выступит 8 мая в Государственной филармонии Каунаса, 9 мая – в костёле cв. Екатерины в Вильнюсе, 10 мая – в Центре культуры города Рокишкис, 11 мая – в Центре культуры художественной галереи города Дусятос и 12 мая – в Доме единства в Даугавпилсе. В программе концертов Певческой капеллы духовная музыка Рахманинова, Чеснокова, Бортнянского, Архангельского, Свиридова, Косолапова, Мулича, русские народные песни.

Участниками этого престижного музыкального форума также станут хоровые коллективы из Литвы и Беларуси. Организатором фестиваля является Московский культурно-деловой центр «Дом Москвы» в Вильнюсе.


05 мая 2016

«Другая алхимия: украшения-мания Тины Хмельницкой»

11 мая в выставочном пространстве Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга открывается выставка дизайнерских украшений лауреата международных конкурсов Тины Хмельницкой.

Тина Хмельницкая – дизайнер авторских украшений, доктор искусствоведения, преподаватель Британской Высшей школы искусства и дизайна (курс Истории современных украшений), стипендиат фондов Александра фон Гумбольдта (Германия), Макса-Планка (Италия-Германия), Фулбрайта (США). На выставке будет представлено более двадцати украшений, созданных из полимерных глин, пластика, нейлона, металла, текстиля и других материалов.

Название выставки «Другая алхимия...» обыгрывает один из главных постулатов алхимии – добывание золота из неблагородных металлов. Так и автор представленных на выставке работ рассказывает о том, как из самых обыкновенных аксессуаров и забавных игрушек можно создать в прямом и переносном смысле блестящее современное украшение. Алхимик создаёт в своей реторте модель мира и миросозидающих процессов. Яркий, неожиданный, полный творчества и радости мир возникает благодаря украшениям Тины Хмельницкой. Алхимию рассматривают в тесном взаимодействии с астрологией, химией и физикой. Поэтому центральное место на выставке занимают украшения, созданные из магнитных порошков с неодимовыми магнитами; ожерелья электронные: говорящие и танцующие, а также изделия с цифрами и чертежными принадлежностями, созданные для коллекции «Формула» Модного дома Татьяны Парфеновой.

Итальянский философ Юлиус Эвола отмечал, что «работа алхимика представляет собой трансформацию и превращение одной вещи в другую...». Украшения Тины Хмельницкой – яркий тому пример, достаточно посмотреть на предметы из «кулинарной» серии: вот ожерелье из пластика «Французский круассан», а вот брошь из полимеров «Яичница».

Известно, что основой всех алхимических теорий является теория четырёх элементов, в которую входит традиционная металлопланетная символика алхимии. Развивая концепцию своей выставки, Тина Хмельницкая также строит экспозицию на последовательном чередовании изделий по цветам известных в алхимии семи металлов, соответствующих небесным светилам. Планеты Луна, Марс, Венера и пр., равно как и их алхимические символы, изображены в ее живописных работах, в декорировку которых также включены авторские украшения.


01 мая 2016

Капелла в Инстаграм

Дорогие друзья!

Государственная академическая капелла открывает свой акаунт в instagram.
Последние фото и видео теперь доступны на capella_spb.
Присоединяйтесь!


25 марта 2016

Подведены итоги регионального этапа (Санкт-Петербург) Всероссийского хорового фестиваля

22 марта в Капелле Санкт-Петербурга состоялись конкурсные прослушивания в рамках регионального этапа Всероссийского хорового фестиваля. Творческое жюри фестиваля под председательством хормейстера Государственного академического Большого театра России, преподавателя Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Александра Борисовича Критского прослушало более 30 хоровых коллективов Санкт-Петербурга.

Компетентное жюри, состоящее из ведущих представителей хорового искусства Санкт-Петербурга, определило победителей по каждой из четырех категорий фестиваля, также приняло решение о награждении четырех коллективов специальными грамотами фестиваля.

24 марта в Камерном зале Капеллы Санкт-Петербурга состоялось официальное награждение победителей по каждой категории фестиваля и специальных дипломантов первого этапа.

Региональный этап Всероссийского хорового фестиваля прошел под эгидой Министерства культуры Российской Федерации и при организационной поддержке комитета по культуре Санкт-Петербурга.

Протокол проведения регионального этапа Всероссийского хорового фестиваля среди народных хоров можно скачать по ссылке.


23 марта 2016

Концерт «Музыка и кулинария» 25 марта отменен

Уважаемые зрители!

Концерт «Музыка и кулинария: русская кухня», намеченный на 25 марта, отменен по организационным причинам. Билеты подлежат возврату в кассу Капеллы.


17 марта 2016

Региональный этап Всероссийского хорового фестиваля пройдет в Капелле с 21 по 24 марта

C 21 по 24 марта в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга пройдет региональный этап Всероссийского хорового фестиваля.

В этом году впервые в борьбу вступят народные хоры и фольклорные коллективы. За время подготовки фестиваля в приемную комиссию, которая базируется в Капелле, было подано большое количество заявок. В итоговом прослушивании примут участие 30 лучших хоровых коллектива Санкт-Петербурга указанного направления.

Творческое жюри фестиваля состоит из ведущих специалистов в области певческой культуры.

Председатель жюри фестиваля – хормейстер Государственного академического Большого театра России Александр Критский.

Новшеством фестиваля в этом году являются семинары по вопросам региональных и жанровых особенностей русского фольклора, песенных традиций северо-западных областей России, о народном костюме в современных социокультурных условиях.

Хоровой фестиваль проводит комитет по культуре Санкт-Петербурга и Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга при содействии Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Римского-Корсакова и Санкт-Петербургского государственного института культуры под эгидой Министерства культуры Российской Федерации.

Всероссийский хоровой фестиваль обещает стать одним из центральных событий 2016 года и заложить крепкий фундамент в подготовке достойных продолжателей традиций хорового пения.

Файлы для скачивания (файлы *.doc):

График прослушиваний
Регламент
Состав жюри


11 марта 2016

В Капелле прошла традиционная Ярмарка абонементов

В Капелле с огромным успехом прошла традиционная Ярмарка абонементов, в ходе которой зрители получили уникальный шанс купить абонементы на концерты сезона 2016/2017 со скидкой 30%. За время акции было реализовано почти в два раза больше абонементов, чем на прошлогодней ярмарке. Перед открытием у дверей Капеллы выстроилась очередь, но у зрителей не было повода жаловаться на долгое ожидание: в Капелле были открыты две кассы, и обслуживание гостей происходило очень быстро.

При покупке двух и более абонементов выдавалась Карта любимого гостя, дающая право на специальные бонусы. Обращаем ваше внимание, что у зрителей есть возможность обменять заполненную красную Карту постоянного слушателя на Карту любимого гостя в кассе Капеллы.

Будем рады видеть всех на наших концертах!