Архив новостей

05 июля 2016

Певческая капелла Санкт-Петербурга выступит на знаменитом Зальцбургском музыкальном фестивале

Певческая капелла Санкт-Петербурга примет участие в знаменитом Зальцбургском музыкальном фестивале, который проводится с 1877 года. На родине великого Моцарта Капелла даст концерт 23 июля. Выступление легендарного петербургского хора пройдет в церкви Коллегиенкирхе, одном из красивейших храмов Европы. Сам Моцарт в 1769 году написал мессу специально для праздничного сорокачасового богослужения в этой церкви.

Певческая капелла под управлением народного артиста СССР Владислава Чернушенко познакомит австрийскую аудиторию с православной духовной музыкой во всем ее богатстве, величии и многообразии. Наряду с сочинениями Сергея Рахманинова, Максима Березовского, Александра Архангельского, Дмитрия Бортнянского, Павла Чеснокова, Георгия Свиридова, Степана Дегтярёва и Зорана Мулича прозвучат древнерусские духовные песнопения, восстановленные Максимом Бражниковым и Альбиной Кручининой по уникальным старинным рукописям.

Коллегиенкирхе была построена в 1707 году как Университетская церковь по проекту зодчего Фишера фон Эрлаха, создателя проекта дворца Шёнбрунн. Четыре часовни храма символизируют четыре университетских факультета. Это самая большая церковь в стиле барокко в Зальцбурге.


28 июня 2016

Симфонический оркестр Капеллы выступит 9 июля в Гатчине под открытым небом

В ночь с 9 на 10 июля в Гатчинском дворцовом парке в седьмой раз состоится гала-концерт симфонических оркестров «Ночь музыки в Гатчине». В этом году он пройдет в рамках юбилейных торжеств, посвященных 250-летию Гатчинского дворца. В концерте примут участие два коллектива: Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга под управлением Александра Чернушенко и Государственный академический симфонический оркестр (дирижер — Петер Феранец).

«Ночь музыки» – это один из самых ярких, необычных и запоминающихся концертов в России на открытом воздухе. Он проходит в романтической атмосфере летней ночи и каждый год дарит слушателям незабываемые впечатления. Сцена расположена на водной глади Белого озера, на фоне величественного Гатчинского дворца, в естественных декорациях старинного Дворцового парка.

Оркестр Капеллы выйдет на сцену в 23:00. В его исполнении прозвучат Славянский марш и музыка из балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковского, а также Первый фортепианный концерт Фредерика Шопена (солист – Олег Вайнштейн).

За время своего существования (первая «Ночь музыки» прошла в 2010 году), мероприятие приобрело статус знакового события петербургского музыкального лета: ежегодно его посещают более 15000 зрителей из Санкт-Петербурга, Ленинградской области и других регионов России.


17 июня 2016

В завершающем сезон концерте прозвучит Шестая симфония Чайковского

Уважаемые гости Капеллы!

В программе завершающего сезон концерта 29 июня произошли изменения. Вместо кантаты Carmina Burana Карла Орфа во втором отделении прозвучит Шестая симфония Чайковского. Администрация Капеллы приносит слушателям свои извинения.


15 июня 2016

Хор и Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга выступили в Минске

Хор и Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга под управлением народного артиста России Александра Чернушенко с блеском выступили во Дворце Республики в Минске. Концерт состоялся 12 июня в рамках грандиозной культурной акции «День России в мире». Выступление Капеллы прошло при аншлаге и вызвало огромный интерес у белорусских любителей музыки и местных средств массовой информации.

Перед началом концерта атташе Посольства Российской Федерации в Республике Беларусь Мария Донец зачитала поздравительный адрес от Президента России Владимира Путина и выразила особую благодарность художественному руководителю Капеллы Владиславу Чернушенко, главному дирижеру Симфонического оркестра Капеллы Александру Чернушенко, а также Николаю Буханцову, председателю совета фонда «Классика» – организатора акции «День России в мире».

Продолжительной овацией благодарили слушатели петербургских музыкантов после исполнения Шестой симфонии Чайковского и оратории «Иван Грозный» Прокофьева. Белорусская публика стоя приветствовала артистов Капеллы, дирижера Александра Чернушенко и чтеца Семена Сытника, артиста Александринского театра, блестяще воплотившего образ Ивана Грозного. Зрители с благодарностью вспоминали концерт Певческой капеллы, с триумфом прошедший в Минске в июле 2015 года.

Репортаж о концерте белорусского телеканала СТВ доступен по ссылке.


13 июня 2016

22 июня в Капелле пройдут мероприятия «Дня памяти»

22 июня Капелла Санкт-Петербурга проводит «День памяти». На протяжении всего дня во дворах и на сцене Капеллы будут проходить мероприятия, посвященные всем, кто погиб в годы Великой Отечественной войны.

В 10 часов во дворе Академической капеллы стартует патриотический квест «Лента времени. Начало войны», который охватит более 500 молодых людей, не равнодушных к истории своей страны, к ее героическому прошлому. В течение всего дня до 17 часов во дворе Капеллы развернется интерактивная площадка, где у всех желающих будет возможность увидеть своими глазами аутентичную историческую атрибутику военного времени.

В 19 часов в Концертном зале Капеллы Хор и Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга под управлением народного артиста России Александра Чернушенко исполнят одно из самых гениальных творений в истории человечества – Реквием Моцарта. Последнее сочинение великого композитора уже много веков потрясает слушателей своей гениальностью, глубиной и драматичной историей создания. В исполнении заслуженного артиста России, лауреата Международного конкурса им. П.И. Чайковского, профессора Владимира Мищука прозвучит еще один шедевр Моцарта – его фортепианный концерт №24, по своей трагичности и эмоциональному накалу не уступающий Реквиему.

Беспримерный подвиг жителей нашего города, колоссальные жертвы, принесенные ленинградцами в годы блокады, героическая оборона города на Неве вписаны отдельной главой в историю Великой Отечественной. Наш священный долг – хранить память о каждом защитнике нашей Родины, обо всех погибших в годы той страшной войны.


10 июня 2016

Концерт 17 июня отменен

Уважаемые слушатели!

Концерт 17 июня в рамках культурной программы Петербургского экономического форума отменен. Билеты подлежат возврату в кассу Капеллы. Администрация Капеллы приносит слушателям свои извинения.


08 июня 2016

12 июня хор и оркестр Капеллы выступят в Минске в рамках «Дня России в мире»

12 июня 2016 года станет праздником не только в России. Второй год подряд на самых престижных сценах, в крупнейших столицах и городах мира в один день пройдут концерты и спектакли шести прославленных оркестров, хоров и балетных коллективов из России. Каждый коллектив-участник является символом русской культуры. Шесть стран, более 600 артистов и около 11000 зрителей смогут участвовать в праздновании «Дня России в мире».

В 2016 году эта грандиозная акция впервые пройдет и в Минске. Хор и Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга под управлением народного артиста России Александра Чернушенко выступят во Дворце Республики. В первом отделении будет исполнена Шестая («Патетическая») симфония Чайковского – последнее произведение композитора, признанное вершиной его творчества. Во втором отделении прозвучит неизменно поражающая своим величием оратория Прокофьева «Иван Грозный», созданная на основе музыки из культового фильма Сергея Эйзенштейна. Солисты: заслуженный артист России Петр Мигунов (бас) и заслуженная артистка России Дарья Лейбова (меццо-сопрано). Чтец – заслуженный артист России Семен Сытник. Концерт Капеллы будет благотворительным.

Дворец Республики – крупнейший многофункциональный культурный и деловой центр белорусской столицы. Открыт в 2001 году. Большой зал Дворца вмещает 2700 зрителей. Дворец Республики – это не только концертная площадка, на которой проходят зрелищные мероприятия самого высокого уровня, но и место проведения международных форумов, пресс-конференций, деловых встреч, выставок и презентаций.

Впервые акция «День России в мире – Russian Day» прошла в 2015 году и охватила пять стран на четырех континентах: США, Китай, Израиль, Францию и Бразилию. Все концерты сопровождались неизменными аншлагами и овациями, потоком приветствующих это начинание публикаций и телевизионных сюжетов в российских и мировых СМИ, благодарностями со стороны зрителей, общественных организаций и органов власти. Напомним, что 12 июня 2015 года Хор и оркестр Капеллы с триумфом выступили в Пекинском Национальном центре исполнительских искусств.

В этом году первыми на земле русскую музыку также услышат жители Пекина: в концертном зале Запретного города пройдет выступление Заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии. Затем в Минске в 18:00 по местному времени состоится концерт Капеллы. Часом позже в Вене, в Королевском Бургтеатре, зрители увидят Театр балета Бориса Эйфмана, а в Тель-Авиве, в Центр сценических искусств, аудитория сможет насладиться выступлением Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии. Парижские слушатели в Театре Елисейских полей будут слушать концерт Дениса Мацуева и Уральского академического филармонического оркестра, а завершится музыкальный марафон в Барбикан-холле в Лондоне, где впервые выступит Государственный академический русский хор им. А.В. Свешникова.


08 июня 2016

Директор Капеллы Ольга Хомова: «Ради слушателей стоит пойти на риск». Интервью «Вечерней Москве»

11 июня в рамках празднования Дня России и международного фестиваля «Национальная коллекция» в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга соберутся истинные виртуозы звука, чтобы представить программу «Эйфория». С большим успехом она прошла на сцене Берлинской филармонии весной этого года.

В концерте примут участие легендарные музыканты из Москвы – баянист с мировым именем, вокалист и композитор, обладатель Национальной кинематографической премии «Ника» и Национальной премии кинопрессы и кинокритики «Белый слон» за музыку к фильму Ивана Вырыпаева «Эйфория» Айдар Гайнуллин и мастер таких редких духовых инструментов, как валторна, альпийский рог, диджериду и других, композитор, аранжировщик, импровизатор Аркадий Шилклопер, более 10 лет живущий в Германии.

Оказавшись на днях в Петербурге, корреспондент «ВМ» встретилась с Ольгой Хомовой, генеральным директором Капеллы. В преддверии летних фестивалей и премьер мы говорили о прочной связи между двумя столицами, имя которой – музыка.

– Ольга Сергеевна, насколько тесно сегодня Капелла взаимодействует с московскими музыкантами?
 Капелла на протяжении многих лет была и остается центром певческой культуры России. Так было и при царе, и при советской власти, ситуация не меняется и сегодня. Хоровые коллективы из столицы – наши постоянные гости и друзья. После того, как в последние годы под патронатом Ольги Юрьевны Голодец (заместитель председателя Правительства Российской Федерации – «ВМ») возродилось Российское хоровое общество, многие проекты, например, мероприятия, посвященные недавно прошедшим Дням славянской письменности и культуры, творческую часть которых в Петербурге курирует Капелла, проходят в тесном соприкосновении с Москвой. Кстати, совсем недавно на гастролях в столице был симфонический оркестр Капеллы.

 Кто-то из столичных исполнителей запомнился вам особенно?
 Выделить из наших друзей кого-то одного просто невозможно. Все они прекрасные музыканты, которых мы всегда рады видеть на сцене Капеллы. С нами работали такие музыкальные коллективы, как концертный мужской хор «Пересвет», «Жар-Сокол хор», ансамбль «Сирин», органисты Василий Долинский, Константин Волостнов, Людмила Голуб и Анастасия Сидельникова, пианистка Мария Гамбарян и Государственный духовой оркестр России. К тому же, на одном из мероприятий мы устраивали настоящую перекличку многотысячных хоров между двумя столицами.

 В каком формате это происходило?
 Несколько лет назад у стен Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге собрался пятитысячный хор, и не менее многочисленный хоровой коллектив в это же время пел на Красной площади в Москве. Мы устроили настоящий телемост между нашими городами. Хором в Петербурге руководил художественный руководитель Капеллы, народный артист СССР и лауреат государственных премий Владислав Чернушенко. Кстати сказать, он довольно часто участвует в различных образовательных проектах совместно с столичными хоровыми училищами, хоть и говорят, что между московской и петербургской школами довольно много отличий. Еще одно связующее звено между нами и столицей – орган Капеллы.

 Вы говорите о том, что московские органисты часто выступают у вас?
 Не только. Несколько лет назад наш орган был отправлен на реконструкцию. Она проводилась в Германии. Одним из членов комиссии, экспертом, который контролировал процесс работы с нашим органом, был главный смотритель органов Московского Дома музыки, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры акустики МГУ им. М. В, Ломоносова Павел Николаевич Кравчун. Не в последнюю очередь благодаря ему орган вернулся в Петербург и уже с новым звуком продолжил звучать в стенах Капеллы.

 Существуют ли сегодня совместные проекты между Капеллой и Московской филармонией?
 Стоило открыться Концертному залу им. С. В. Рахманинова или Филармония - 2, как Симфонический оркестр Капеллы оказался на этой сцене. Мы очень плотно взаимодействуем с столичной Филармонией и ее генеральным директором Алексеем Алексеевичем Шалашовым. Одним из знаковых совместных проектов между нами был большой концерт в конце прошлого года, посвященный композитору Георгию Свиридову. В его сотый день рождения, 16 декабря, на сцене Московской филармонии состоялся, без ложной скромности, самый знаковый концерт в стране. В нем принимал участие и хор Капеллы Санкт-Петербурга под руководством Владислава Чернушенко. Но это далеко не все. Мы принимаем активное участие в программе «Филармонические сезоны», которая курируется столичной Филармонией. Есть миф, что если проектом руководят москвичи, то и музыканты в нем участвуют исключительно московские. Ничего подобного. Благодаря «Филармоническим сезонам» мы активно гастролируем по России.

 Где проходили концерты в рамках этого проекта?
 В рамках «Филармонических сезонов» мы ездили по Сибири, Дальнему Востоку, Кавказу. Эта программа родилась при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Конечно, мы подчиняемся Комитету по культуре правительства Санкт-Петербурга, которому благодарны за мощную поддержку, но мы всегда с радостью принимаем участие в крупных министерских проектах. Одним из них стал виртуальный концертный зал. По поручению министра культуры Владимира Мединского в прошлом году Алексей Шалашов, гендиректор Московской филармонии, должен был распространить этот проект по всей России. Еще год назад виртуальный концертный зал существовал только в филармониях Москвы и Екатеринбурга. Теперь он есть и у нас.

 Виртуальный зал, насколько можно судить, способствует тому, что все больше молодых людей обращаются к классике. Как еще сегодня можно заинтересовать молодежь симфонической музыкой?
 Еще несколько лет назад на классических концертах молодых слушателей можно было встретить гораздо реже. Такого интереса, который существует сегодня, просто не было. Но для того, чтобы он появился, нужно было упорно работать, что мы и продолжаем делать и сегодня. К сегодняшним зрителям, к молодым людям требуется особенный подход, внимательное отношение, потому что часто они думают, что концерт симфонического оркестра – это очень скучно. К примеру, мы вместе с руководителем нашего оркестра Александром Чернушенко в один прекрасный момент просто решили, что симфонический оркестр Капеллы должен играть все – от классики до симфоджаза и даже симфорока. Но начиналось все, конечно, с инфраструктуры самой Капеллы.

 Бесплатная зона wi-fi и создание выставочной галереи? С этого все началось?
 Именно. Но все-таки это дополнительные способы привлечь к нам молодых слушателей. Мы создавали целый ряд достаточно ярких и по-своему рискованных проектов, чтобы привлечь к себе молодежь. Например, именно в Капелле впервые прошел концерт симфонического оркестра с... ди-джеем. В нем принимал участие оркестр Ильи Иоффа, а пластинки крутил знаменитый и очень интересный в плане музыки Винсент Вега. При этом музыка была абсолютно классической. Были опасения, что люди придут только на первое отделение, а уже на втором разойдутся, так что это событие мы позиционировали как «концерт-променад», новую форму и не закрывали двери. Но никто не ушел. При этом в программе была исключительно классика – Вивальди, Бах, Моцарт. Слушатели были очень заинтересованы. Вечер получился удивительно приятным. А уже наш оркестр играет очень много музыки современных петербургских композиторов.

 Насколько мне известно, на сцене Капеллы не раз бывали совсем не классические звезды...
 У нас получился очень интересный проект совместно с Борисом Гребенщиковым. Здесь его музыка встретилась с оркестром. Эта история рождалась в муках. Я не шучу, ведь весь проект был задуман не как выступление звезды под аккомпанемент симфонических инструментов, как это модно делать последние годы. Это было настоящее творческое содружество, отдельная программа, разработанная нашими музыкантами и Борисом Борисовичем. И когда в нашем репертуаре стали появляться подобные проекты, наш зал существенно помолодел. А не так давно на нашей сцене выступал голландский композитор Луи Андриссен, очень популярный среди молодежного движения хипстеров. Мы и здесь серьезно опасались реакции, но на риск пошли. У нас был полный зал. Это был не просто концерт, а встреча с ним, возможность общения, беседы. Наши гости могли задавать ему свои вопросы.

 Вы организовывали подобные беседы в дальнейшем?
 Да. Но с другими участниками. Совсем недавно мы создали проект для думающей молодежи. Это серия встреч с известными людьми нашего города. Мы начали с беседы с Константином Учителем, искусствоведом, доктором наук, театроведом. Тема этой встречи звучала так: «Что вы всегда хотели знать о театре, но боялись...» Наши гости заранее присылали свои вопросы, он готовился к ответам на них. Эти встречи будут продолжаться и дальше. Мы приглашаем на них и медийных лиц, и деятелей культуры, и других известных персон.

 Вы пробовали соединять разные виды искусства в одних проектах?
 Мы постоянно создаем что-то подобное. В стенах Капеллы художники, к примеру, рисовали музыку Рахманинова, Чайковского. В таких акциях участвует большое количество творческой молодежи, студентов. Недавно с одним из вузов Санкт-Петербурга у нас родилась еще одна интересная идея. Будущие архитекторы и ландшафтные дизайнеры изучали элементы старинной архитектуры в Капелле, создавали фотоработы с элементами дизайна. Сейчас, пока мы разговариваем с вами, у нас идет выставка дизайнерских украшений, созданных руками Тины Хмельницкой, дизайнера и доктора искусствоведения. При этом люди, которые приходят на выставку, могут посетить и наши концерты. Все, что происходит сегодня в Капелле – ярко, сильно и обязательно понравится нашим гостям.

 Вы много лет преподаете в Санкт-Петербургской академии театрального искусства, возглавляете Капеллу. Что лично вы думаете о сегодняшнем новом поколении?
 Они мне нравятся. Они яркие, интересующиеся, живые. И мне кажется, что они лучше нас, потому что иначе не было бы развития цивилизации. Сегодня для молодых людей существует огромное предложение – интернет, телевидение, огромное количество клубов, выставок. Набирают популярность занятия спортом. Конечно же, как учреждению культуры, нам нужно прилагать дополнительные усилия, чтобы привлечь их внимание. И это непростая история, ведь первоочередная наша задача – классическая музыка. Но мы можем добавить в наши концерты элементы, например, визуализации. У нас есть несколько экранов. Пока хор поет духовную музыку, на экранах транслируются картины из Эрмитажа, фрески или иконы российских и европейских храмов. Это расширяет диапазон восприятия. Для сегодняшнего поколения это особенно важно, потому что им хочется как можно больше увидеть и услышать, как они говорят, «окультуриться по полной». Мы понимаем это и даем им как можно больше информации. К концертам классической музыки мы иногда добавляем некий видеоряд, приглашаем художников, которые рисуют прямо во время концерта. Так интереснее.

 Значит, традиционный формат классических концертов постепенно уходит в прошлое?
 Конечно, нет. Но за счет новых проектов мы объясняем новой, молодой публике, что классическая музыка, к примеру, Carmina Burana Карла Орфа или Шестая симфония Петра Чайковского – это очень интересно и ничуть не сложно для восприятия. До сих пор бытует мнение, что классику может слушать только хорошо подготовленный слушатель. Но это не так. Мы даем концерты от «ноль плюс». У нас есть программы для женщин в положении, для малышей, для детей всех возрастов. Иногда нам звонят молодые мамы, чтобы приобрести абонемент и спрашивают: не рано ли их ребенку слушать симфоническую музыку, если ему исполнилось всего два года. Самое время. Ему же пока никто не успел объяснить, что это неинтересно, скучно. Дети на концертах не капризничают, а внимательно слушают. Для них это что-то новое.

 А что такое музыка лично для Вас?
 Знаете, мои родители познакомились в Капелле на Реквиеме Моцарта (смеется). Серьезно. Мне очень близко выражение Александра Сергеевича Пушкина: «Одной любви музыка уступает, но и любовь – мелодия!». Музыка сопровождает нас всю жизнь. В Петербурге была интересная радиопередача «Музыкальные истории». Ее автор Марина Ланда приглашала в студию людей самых разных профессий и беседовала с ними о том, как их в течение жизни сопровождала музыка, как влияла на них. К конце программы выяснялось, что она оказала на судьбы героев настолько сильное влияние, что во многом сформировала их личности.

 Кто прививал вам любовь к музыке?
 Мой дедушка. Он был народным артистом, оперным певцом. Все мое детство он распевался каждое утро по часу и только после этого шел на репетицию в Малый оперный, а ныне Михайловский театр. Утром он делал дыхательную гимнастику, пел и лишь после этого выходил из дома. Мои родители никакого отношения к музыке не имели. Мама была преподавателем, а отец – научным работником. Но с самого детства я привыкла слушать оперу по утрам. И это ощущение музыки, постоянно сопровождающей меня, осталось со мной на всю жизнь. Мне кажется, подобное ощущение есть у каждого из нас. Люди любят петь. Они поют, когда радуются или когда печалятся. В Капелле есть замечательный проект, созданный Владиславом Чернушенко, и посвященный Великой Победе. Он прослеживает музыку, начиная за несколько лет до начала войны, через военные годы и завершается песнями конца сороковых. И мы можем услышать, как композиторы предчувствовали надвигающуюся угрозу, как переживали через музыку Великую Отечественную, боль, радость побед, чувства. Удивительно, но в самые сложные годы войны они писали радостные, чудесные песни. Человек всегда выживал благодаря музыке.

Оригинал статьи на сайте «Вечерней Москвы»


27 мая 2016

В День города Певческая капелла выступила на торжественной церемонии у Медного всадника

Певческая капелла Санкт-Петербурга выступила на церемонии возложения цветов к памятнику Петру I на Сенатской площади. В торжестве приняли участие губернатор Петербурга Георгий Полтавченко, председатель Законодательного собрания Вячеслав Макаров, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко и полномочный представитель президента в СЗФО Владимир Булавин.

Полное видео церемонии можно посмотреть на сайте телеканала «Санкт-Петербург».

Напомним, что хор Капеллы (в то время – Придворный хор) побывал на берегах Невы ещё до основания Санкт-Петербурга и участвовал в молебне в честь победы войск Петра при Ниеншанце. А 16 (27) мая 1703 года государевы певчие участвовали в торжествах по случаю основания новой столицы (история сохранила для нас имена всех 28 певчих).


27 мая 2016

Знак и атрибуты звания «Почетный гражданин Санкт-Петербурга» вручены Владиславу Чернушенко в Мариинском дворце

В Мариинском дворце 27 мая вручили почетные знаки и атрибуты удостоенным в 2016 году звания «Почетный гражданин Санкт-Петербурга» народному артисту СССР, художественному руководителю Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга Владиславу Чернушенко и члену президиума Российской академии наук, генеральному директору Государственного регионального центра стандартизации, метрологии и испытаний в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Владимиру Окрепилову.

Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, поздравляя почетных граждан с этой высокой наградой, отметил, что их имена известны и почетны далеко за пределами города и страны. «И это неудивительно, потому что они занимаются продвижением города в сфере культуры, экономики и науки», – сказал губернатор. По словам председателя Законодательного собрания Санкт-Петербурга Вячеслава Макарова, «почетные граждане – это золотой фонд Санкт-Петербурга». «Владислав Чернушенко стоял у истоков петербургской традиции выступления сводного хора. Возглавляемая Владимиром Окрепиловым организация находится на передовой науки», – сказал он.

Со своей стороны Владислав Чернушенко сказал, что это вторая самая значимая для него награда. Первым был знак «Жителю блокадного Ленинграда». «Благодарю всех людей, которые стали частью меня и поспособствовали тому, что этот день вошел в мою жизнь», – заявил он.

Репортаж «Петербургского дневника»