Архив новостей

15 ноября 2016

«Культурный форум готовит невероятные мастер-классы»
Интервью «Петербургскому дневнику»

С 1 по 3 декабря в нашем городе будет проходить Санкт-Петербургский международный культурный форум. Он проводится уже в пятый раз и с каждым годом становится все более представительным, полезным для специалистов и интересным для посетителей. Что приготовила для форума Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга, рассказывает ее генеральный директор Ольга Хомова.

«Петербургский дневник»: Ольга Сергеевна, до открытия V Санкт-Петербургского международного культурного форума осталось совсем немного времени. Программа основных мероприятий двух потоков – профессионального и общественного – практически сформирована. Расскажите, пожалуйста, как Капелла готовится к этому событию?
Ольга Хомова: Санкт-Петербургский международный культурный форум – очень важное событие, потому что на мировом уровне (и в этих словах нет преувеличения) поднимается тема культуры. И для нас особенно важно, что проходит он именно в нашем городе. Думается, это очень значимо для всех петербуржцев, как еще одно подтверждение того, что мы живем в культурной столице России.
Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга, одно из старейших отечественных профессиональных музыкальных учреждений страны, входит в секцию «Музыка», которую возглавляет Сергей Стадлер. И мы, безусловно, примем самое активное участие во всех ее мероприятиях. Кроме того, у нас есть ряд мероприятий, которые мы готовим под эгидой форума: это совещания, семинары, круглые столы и несколько концертов.

«Петербургский дневник»: И что же сильнее всего волнует участников секции «Музыка»? Какие темы предполагается обсудить?
Ольга Хомова: Сейчас нас всех беспокоит вопрос, как привлечь к нам молодежь. Поэтому, когда собралось совещание нашей секции, было сразу решено, что главной темой этого года станет тема «Музыка и молодежь».

«Петербургский дневник»: Известно, что Капелла работает даже с малышами 3-7 лет. Много делается и для привлечения молодежи, достаточно вспомнить, к примеру, проект Реквием Моцарта в переплетении с текстом «Маленьких трагедий» Пушкина и с использованием красочной световой партитуры или абонемент для старшеклассников «Сыграем?» с Александром Друзем, где магистр игры «Что? Где? Когда?» рассказывает о музыке и задает слушателям вопросы. Поделитесь опытом?
Ольга Хомова: Мое выступление действительно будет посвящено созданию новых форм работы по привлечению молодежной аудитории. Своим опытом также поделятся и приезжающие на форум коллеги из России и Европы. С большим интересом и надеждой мы ожидаем приезда господина Маттиаса Наске (Австрия), президента и художественного руководителя венского «Концертхауса». А поскольку следующий, 2017 г. – это перекрестный Год Австрии и России, поднятые в его докладе проблемы становятся еще более актуальными.

«Петербургский дневник»: Привлечение молодежной аудитории – это одна сторона вопроса. Другая – творческая судьба самих молодых музыкантов.
Ольга Хомова: Еще несколько лет назад президент РФ поручил разработать комплекс мер по поддержке молодых исполнителей. Потому что часто, заканчивая консерваторию и даже получая премии на международных конкурсах, некоторые из них оказываются невостребованными. Об этом мы тоже будем говорить на секции. В частности, с докладом на эту тему выступит Алексей Шалашов, директор московской филармонии. С большим интересом мы ожидаем выступления директора екатеринбургской филармонии Александра Колотурского, где несколько лет назад был создан молодежный симфонический оркестр.
Обсудим мы и опыт знаменитого Дома музыки, который возглавляет Сергей Ролдугин. В задачу этого учреждения также входит продвижение молодых талантливых музыкантов, и она успешно выполняется. Хочу отметить, что часть таких концертов (это цикл «Музыка звезд») проходит у нас в Капелле. И это замечательно, когда молодые артисты могут себе позволить выступить с симфоническим оркестром Капеллы и продемонстрировать на столь прославленной сцене свое искусство.

«Петербургский дневник»: К каким еще событиям причастна Капелла?
Ольга Хомова: Мы в Капелле сосредоточились прежде всего на семинаре Союза концертных организаций России и мира. Свое участие в нем уже подтвердили 67 филармоний страны. Представлены практически все регионы – от Петропавловска-Камчатского до Калининграда. Очень масштабно участвует юг, включая недавно вступивший в нашу организацию Крым. В рамках общественного потока в Капелле по инициативе вице-губернатора Санкт-Петербурга Владимира Кириллова откроется выставка регионов, которые представят свои плакаты, программки, видеоролики. И в этом году состоится, по сути, презентация этой идеи. Но в следующем, мы уверены, она обязательно перерастет в представительную выставку регионов.Хочу подчеркнуть, что я всегда с огромным удовольствием встречаюсь с другими директорами филармоний. Это миф, что в провинции все скромнее, там делается много интересного, и мы у них учимся, перенимаем опыт. Это невероятный мастер-класс.

«Петербургский дневник»: Каждый культурный форум имел свои изюминки. Будет ли что‑то особенное на этот раз?
Ольга Хомова: Одновременно с семинаром Союза концертных организаций России у нас пройдет юбилейное заседание Союза музеев России, который возглавляет Михаил Пиотровский. Итогом двух мероприятий станет подписание соглашения о сотрудничестве. Этот документ особенно важен для регионов, где есть только филармония, имеющая в своем составе разноплановые коллективы – музыкантов, театральных артистов. Поэтому взаимодействие между музеем и филармонией становится таким важным. Сегодня филармоническая организация – это мультикультурный комплекс, который существует на стыке разных искусств, в том числе выставочной и музейной деятельности, которая направлена на приумножение аудитории. Все это дает возможность предоставлять разный спектр услуг в рамках одного учреждения.
Особенность секции «Музыка» в этом году и в том, что много проектов создается на стыке разных секций. Это и подписание соглашения с музеями, о котором я уже сказала, и перекрестные проекты. Так, один из них – музыка и балет – будет реализован 30 ноября на сцене Капеллы, это вечер памяти Мариса Лиепы.

Хочется отметить, что дирекция Культурного форума работает как слаженный механизм, который профессионально обеспечивает и создает единую стройную архитектуру событий, происходящих во время форума. Первого декабря в Капелле состоится большой концерт, посвященный 25‑летию создания Содружества Независимых Государств. Основная идея – показать разные национальные культуры и разные страны. Его готовит секция «Народное творчество». Очень важно, что ряд проектов форума не только направлен на профессиональное сообщество, но также будет открыт для всех горожан. Так, 2 декабря в Капелле будут выступать оркестры из Иркутска и Барнаула. На эти концерты наших гостей вход свободный. Завершает серию концертов в рамках Культурного форума 3 декабря выступление Симфонического оркестра Капеллы Санкт-Петербурга, дирижеры Александр Чернушенко и Александр Рудин. В программу вошли два произведения Дмитрия Шостаковича. Это Концерт для виолончели с оркестром № 2 соль мажор, соч. 126, и Симфония № 10 ми минор, соч. 93.
Мы приглашаем на эти концерты всех любителей музыки и будем рады их видеть у нас в Капелле.


10 ноября 2016

Замена солиста в концерте 19 ноября

Уважаемые слушатели!

19 ноября, по причине болезни, в концерте с Симфоническим оркестром Капеллы Санкт-Петербурга под управлением Ильи Дербилова не сможет принять участие немецкий тромбонист Кристиан Шпренегер. Сольные партии прозвучат в исполнении лауреата международных конкурсов, солиста оркестра Мариинского театра Алексея Лобикова.


09 ноября 2016

Концерт 14 ноября перенесен на 15 ноября

Уважаемые слушатели!

Хоровой концерт в рамках фестиваля «Невские хоровые ассамблеи» 14 ноября перенесен на 15 ноября по организационным причинам. Администрация Капеллы приносит свои извинения. Приобретенные билеты действительны.


01 ноября 2016

«Послушайте наш оркестр, и вы удивитесь!» Оркестру Капеллы – 25!

1 ноября 2016 года Симфоническому оркестру Капеллы Санкт-Петербурга исполнилось 25 лет. Иногда говорят, что для творческого человека это самый прекрасный и плодотворный возраст: расцвет творческих сил, вдохновение бьет через край, хочется все попробовать и всего достичь. Оркестр Капеллы по своему темпераменту вполне соответствует своему возрасту. Но это вовсе не «молодежный» коллектив с точки зрения мастерства: оркестр Капеллы стал одним из ведущих коллективов не только города, но и страны. Сегодня о своем оркестре будут говорить сами музыканты, которые вспомнят о самых ярких событиях в жизни коллектива, расскажут о его уникальных особенностях и дадут нам возможность хотя бы немного увидеть оркестр «изнутри».

Казалось бы, совсем недавно оркестр Капеллы отметил 20-летний юбилей, и эти пять лет вместили в себя невероятно много событий. Коллектив добивался больших успехов и сталкивался с трудностями. Можно ли сравнить оркестр, который был 5 лет назад, с сегодняшним?

Владимир Погорецкий, концертмейстер оркестра: «Мне кажется, оркестр вырос и очень вырос. Причем у нас в этот период была достаточно большая текучка кадров, наши ребята попадали в оркестры нашей страны и не только, становились концертмейстерами групп в ведущих коллективах. Один из наших музыкантов Егор Егоркин стал пикколистом Берлинской филармонии, а это топ-уровень, просто невероятно! В общем, разлетелись кадры. Но, тем не менее, мы выстояли. И я считаю, оркестр звучит ничуть не хуже, а даже лучше, чем 5 лет назад».

Анна Августинович, концертмейстер вторых скрипок: «Когда раньше наш оркестр позиционировали как некое переходное звено, куда приходят, набираются опыта, а потом уходят, было очень обидно это слышать. Сейчас уже о нашем коллективе так не говорят. Я давно в Капелле, но в какой-то момент нас даже стали просто по-другому воспринимать. Мы стали по-другому звучать. Мы сейчас с очень многими можем соперничать. И очень хотелось бы, чтобы в этом русле все продолжалось. Оркестр очень изменился. Потому что мы играем много разной музыки. Коллектив стал узнаваем за рубежом, его знают в России. И благодаря таланту и профессионализму Александра Владиславовича Чернушенко очень интересно работать. Мне кажется, что оркестр вырос в профессиональном плане. И есть люди, очень много лет работающие в оркестре, практически с его истоков, которые не уходят».

Виктор Иршаи, кларнет: «С каждым годом оркестр играет лучше. Чем это объясняется? Не знаю, это мистика какая-то, но так в Капелле было всегда. С момента создания оркестра это был очень сильный коллектив, один из лучших в Питере. Так было, так и есть до сих пор».

Оркестр стал звучать на принципиально ином качественном уровне буквально за несколько лет. До сих пор вспоминается потрясающее исполнение Седьмой симфонии Бетховена. То, как оркестр исполняет русскую музыку, особенно Рахманинова и Чайковского, достойно высшей похвалы. Но за счет чего такой молодой коллектив добивается такого звучания? Сами музыканты считают, что одной из важнейших причин является уникальная внутренняя атмосфера, некая особая «химия», как принято говорить.

Милана Андреева, концертмейстер группы альтов: «Здесь очень важен такой момент, как отношения внутри коллектива. У нас очень сплоченный коллектив. Вот именно эта сила и дает нам звучание «взрослого» оркестра. Мы все за общее дело. У нас нет такого: "Я великий, послушайте меня, как я играю!". У нас так: "Послушайте наш оркестр, и все удивитесь!" Если кто-то из наших ребят на концерте играет соло, мы все стараемся его поддержать, помочь ему, радуемся за него. Хорошо сыграл – прекрасно, мы же все делаем одно общее дело. Я общаюсь с людьми, которые ушли в другие оркестры, они говорят: "Как же было хорошо в Капелле, мы вспоминаем это как самые хорошие времена!"»

Виктор Иршаи: «В оркестре нет какой-то внутренней грызни, интриг. У нас принято правду говорить в глаза. Может быть, кстати, это одна из причин, по которой оркестр играет хорошо. То есть, мы не боимся, не стесняемся, и если я, например, сделал что-то не так, мои коллеги мне об этом скажут. Мы просим друг друга посидеть на репетиции, послушать, то есть доверяем друг другу. И это важно. Оркестр хотя и молодой, все равно традиции уже есть, все-таки 25 лет. И действительно, у нас удивительно хорошая атмосфера в оркестре».

Анна Августинович: «У нас нет такого "террариума". Каждый старается помочь, когда приходит новый музыкант, концертмейстеры с ним работают. Чтобы человек не стеснялся, его сразу вводят в круг общения».

Владимир Погорецкий: «Ни у кого нет "звездной болезни", все скромные, все "работяги". Мне нравится, что все стараются, растут, не останавливаются. Если чувствуют, что не получается, они просто занимаются больше. Этого, в принципе, мы и хотели добиться от оркестра: ежедневного самосовершенствования и ответственности».

Оркестр Капеллы создан по инициативе народного артиста России Александра Чернушенко, который возглавляет коллектив с момента основания. За эти годы он, несомненно, добился больших профессиональных успехов. Его вклад в профессиональный рост оркестра трудно переоценить, а отношения внутри коллектива, которыми так гордятся музыканты, во многом заслуга главного дирижера. Наблюдать за тем, как он во время репетиций и концертов ведет диалог с оркестром, держит и направляет его, невероятно интересно.

Милана Андреева: «У нас очень домашняя обстановка в Капелле. У нас есть Александр Владиславович. Он такой добрый, с ним так приятно работать. Когда он стоит за пультом, видно, что ему очень нравится это делать, он прямо обволакивает своей энергетикой, и это чувствуется. Бывают дирижеры, с которыми просто неприятно, ну какая тут будет отдача? Может быть, он создает эту атмосферу. Именно эта домашняя обстановка, спокойная, теплая, она тоже помогает нашей работе, чтобы мы играли свободно, чтобы мы не боялись воспроизводить свои эмоции, которые возникают во время исполнения. Тогда это передается слушателю».

Виктор Иршаи: «Евгений Александрович Мравинский сказал: "во всем виноват дирижер". Дирижер так хочет, дирижер так работает с оркестром, поэтому он и достигает такого звучания. Александр Владиславович бывает очень жестким. У него всегда есть четкий план, он всегда знает, чего он хочет. Но иногда он говорит: "Предлагайте, сыграйте, убедите меня, что это правильно». И тогда он может согласиться с твоей трактовкой"».

Владимир Погорецкий: «Все всегда идет от головы. Наша голова – это главный дирижер. То, как он нас направляет, в том русле коллектив и развивается. Судя по всему, он делает все правильно. Мы вместе растем. Мы растем рядом с ним, и он, я надеюсь, тоже получает удовольствие от работы с нами. В молодом оркестре кровь кипит, все хочется попробовать, все хочется сыграть. Чем Александр Владиславочич помогает – тем, что он может нас "зарядить". Провели групповую репетицию, все позанимались, все как-то встрепенулись... А в принципе, дирижеры ведь могут делать и так: "Ну что, давайте, сыграем, быстренько проскочим" и т.п. У нас такого нет, и это счастье».

Музыкантам оркестра Капеллы, несомненно, посчастливилось работать с настоящей легендой отечественной музыки, многолетним художественным руководителем Капеллы, народным артистом СССР Владиславом Чернушенко.

Милана Андреева: «Конечно, Владислав Александрович Чернушенко – это глыба. Это эпоха. Все, что он рассказывает, хочется впитывать и впитывать. То, что он делает, когда занимается с симфоническим оркестром – это сила, это профессионализм, и хотелось бы, чтобы это продолжалось и передавалось поколениями. Таких людей в мире единицы. Был Илья Александрович Мусин, тоже эпоха. Это большая удача, что есть возможность поработать с такими людьми».

Анна Августинович: «Если Владислав Александрович репетирует с нами какое-то произведение, ты узнаешь про него все, о каждом такте тебе все будет рассказано и обосновано. Мало где сейчас есть такое, в принципе».

Владимир Погорецкий: «Мне кажется, это большое искусство – так работать с коллективом. Все на высочайшем культурном уровне, по-настоящему интеллигентно. И, конечно, рядом с такими людьми ты растешь ежеминутно, ты чувствуешь, что каждое слово, которое произносит Владислав Александрович, оно абсолютно продумано, осмыслено и несет под собой большую силу».

Виктор Иршаи: «Владислав Александрович – безусловно, глыба, легенда. И еще он настоящий трудоголик. Он способен очень много работать, невзирая ни на что. Если вы замечали, очень часто дирижирует наизусть. На самом деле, от него идет колоссальная энергетика».

Милана Андреева: «Концерты, которые проходят в Капелле 9 мая, это вообще отдельная история. Они не менее важны, чем те концерты с большим хором, которые мы играли на Исаакиевской площади. Тем более, Владислав Александрович подбирает и делает такие программы, со стихами, как наш хор и солисты поют – это великолепно. Очень хорошо, что приходит молодежь, слушает эти песни. Это нужно беречь и нести дальше».

Соседство в одном доме симфонического оркестра и такого уникального хора, как Певческая капелла – удивительный симбиоз. Работа с одним из лучших хоров мира и его главным дирижером – это разнообразие и сложность репертуара, блестящая возможность создавать масштабные концертные программы и музыкально-литературные постановки.

Владимир Погорецкий: «Каждая наша серьезная симфоническая программа – это большое событие, на мой взгляд. Очень интересно подобран репертуар. За год мы успеваем сыграть и классическую музыку, и романтическую, и современную, и барокко, и рок, и джаз, и все, что угодно. Не говоря уже о хоровой музыке, которая является нашей второй специальностью. Поскольку у нас много совместных программ, мы все время с хором, мы лучше чувствуем их дыхание, они лучше чувствуют оркестр. Это, конечно, очень важное сотрудничество. Отношения у нас великолепные. Все смотрят в одном направлении, все стараются, и очень приятно быть частью такого коллектива».

Говоря об успехе оркестра Капеллы и особой «химии» в этом коллективе, нельзя не упомянуть о роли его концертмейстера Владимира Погорецкого, который в столь юном возрасте является еще и концертмейстером оркестра Михайловского театра.

Милана Андреева: «То, что в оркестре молодой концертмейстер – это прекрасно. Он энергичный, очень любит свое дело, очень любит Капеллу и любит свой оркестр – это чувствуется. Со всеми очень дружен, с ним всегда можно договориться, мы всегда приходим к общему знаменателю. А потом, наш концертмейстер всегда позитивно настроен на работу. Он пытается весь оркестр как-то настроить в нужном направлении, даже если идут программы с какими-то менее "комфортными" для нас произведениями. Он лидер, и он с этим справляется. Я помню тот момент, когда он еще был на последнем пульте в нашем оркестре, и его пересадили вперед. И это не первый случай, когда Александр Владиславович берет человека с последних пультов, сажает вперед, и получается настоящая "бомба". Но у нас все концертмейстеры хорошие».

Виктор Иршаи: «Молодой – это значит колоссальная энергия, юность, задор. Это отсутствие огромного опыта, но зато способность постоянно идти вперед. А работая концертмейстером оркестра в театре, он получает еще и театральный опыт, что совершенно другая специфика».

За 25 лет у оркестра Капеллы была масса сложных и интересных концертных программ, очень успешных гастролей, грандиозные концерты в Дрездене на площади перед собором Фрауэнкирхе, выступления на самых престижных мировых площадках, в числе которых знаменитые «Концертгебау» и «Концертхаус Берлин», участие в масштабных акциях «День России в мире». Какие события сами музыканты вспоминают как самые яркие?

Владимир Погорецкий: «Всегда вспоминается Дрезден. Очень здорово все прошло. Испания, куда мы ездили вместе с хором. Объездили значительную часть страны с абсолютным успехом, был настоящий фурор, залы все стояли, было просто великолепно».

Милана Андреева: «Дрезден. Это было очень яркое событие. Концерт к юбилею Владислава Александровича с Девятой симфонией Бетховена было очень приятно играть. В Большом зале Филармонии у нас были хорошие концерты».

Анна Августинович: «Был очень интересный концерт в Афинах, когда мы играли произведения Теодоракиса. Это было очень давно, но я помню до сих пор. Потому что исполнялись такие масштабные произведения, и все это было очень интересно. Во Франции мы гастролировали вместе с хором, выступали в старинных костелах и соборах. Та же Испания. Город Сан-Себастьян, где мы играли на площади. Помню, что было очень холодно, но очень красиво! То есть, такой нереально красивый город, особенно когда поздно вечером концерт, настолько это все прекрасно, романтично…»

Виктор Иршаи: «Самая яркая поездка это, наверное, Испания. Я помню, как здорово испанцы, не знающие русского языка, воспринимали "Ивана Грозного". Если говорить о залах, то мы играли в "Концертгебау". Когда мы туда приехали, первое впечатление было: "Что вообще происходит, и где мы?". Такая магия имени. И мы сначала абсолютно не понимали, как приспособиться к акустике этого зала. Но потом как-то достаточно быстро адаптировались. Но не будем забывать, что мы постоянно играем в Капелле, а это очень хороший зал, один из лучших, очень интересный».

Анна Августинович: «Гастроли обязательно нужны. Коллектив на гастролях – это абсолютно другой тонус. Ты должен настолько сконцентрироваться, чтобы в зале с другой акустикой прозвучало так же хорошо, как ты привык слышать у себя дома, и чтобы это было только лучше. В "глубинке" настолько редко все это бывает, для них это как праздник. И когда ты выходишь на сцену, и видишь эти глаза… Мы недавно были на гастролях в Челябинске и Екатеринбурге, и публика мне очень понравилась. Очень доброжелательные люди. Они так ждут, так тянутся к классической музыке, там такая тишина в паузах. Но у нас на концертах в Капелле сейчас очень много молодых людей, чего не было еще даже несколько лет назад. Очень интересно, как они смотрят, слушают, воспринимают. И мы постоянно играем в полных залах. У нас уже своя публика, которая любит именно наш оркестр, именно наш хор. Есть уже определенная группа "фанатов", что, конечно, очень приятно».

За свою историю оркестру Капеллы доводилось выступать и в «экстремальных» условиях: под дождем, под палящим солнцем, в пронизывающий холод. Во все новости попал их «феерический» перелет до Пекина через Сингапур, когда оркестранты, которые сутки провели без сна и нормального отдыха, вышли на сцену и просто очаровали китайскую публику.

Милана Андреева: «Экстремальная ситуация не отражается на игре в худшую сторону. Только в лучшую. Добавляется "драйв". А что еще нужно молодым? Зато потом так здорово, что ты все это преодолел, сыграл. Например, мы в Дрездене играли под дождем и старались друг другу помочь, как могли. В таких ситуациях больше поддержки, больше сплоченности и, соответственно, результат лучше. А музыканты вообще без «драйва» не могут. Все будет очень уныло, если не будет эмоциональных проявлений».

Поистине уникальным проектом Симфонического оркестра Капеллы, Александра Чернушенко и Немецкого благотворительного фонда «Гартов» стала образовательная программа «Международный оркестровый институт», которая позволяет приглашать в Капеллу с мастер-классами и концертами ведущих музыкантов, дирижеров и педагогов Германии. Такие занятия и репетиции, конечно, становятся событием не только для молодых петербургских музыкантов, но и для самих оркестрантов, которые приобретают неоценимый опыт.

Виктор Иршаи: «У немецких дирижеров есть одна общая черта: это культура общения с оркестром. У них не бывает каких-то эмоциональных всплесков, все очень ровно, все очень спокойно. Но, конечно, безумно интересно играть с ними именно немецкую музыку, они очень много рассказывают о том, как там принято ее исполнять. К нам приезжал очень интересный музыкант, кларнетист Мартин Шпангенберг, который очень много нам рассказал. В принципе, ничего сверхнового на этих мастер-классах не происходит. Но педагог помогает понять тебе, что ты должен делать сегодня: "Сделай так, и тебе будет проще". Не нужно бояться учиться в нашем возрасте».

Анна Августинович: «Приезжают очень интересные дирижеры и очень интересные исполнители. Когда приезжал потрясающий виолончелист Вольфганг Эммануэль Шмидт, с ним было очень интересно работать. Он вообще по-другому чувствует. Когда он играет, он в этом живет, он в какой-то нирване, и после нескольких репетиций ты уже начинаешь немного так же, как он, воспринимать музыку. Это очень хорошо, что у нас есть такая возможность приглашать хороших исполнителей из-за рубежа и набираться у них опыта».

В Капелле существует Камерный оркестр, чьи концерты также пользуются успехом. Камерное музицирование всячески поощряется в Капелле: музыканты оркестра создают ансамбли, выступают на различных площадках Петербурга, нашей страны и за рубежом, а появление в Капелле Камерного зала дало возможность артистам оркестра регулярно играть камерные концерты и демонстрировать свое мастерство петербургской публике.

Владимир Погорецкий: «Камерный оркестр сделал порядка 20 программ, и достаточно успешно. Причем, не только со струнными, но и с духовыми – "Бранденбургские концерты", какие-то камерные симфонии. На мой взгляд, это очень важно для музыкантов оркестра, это помогает их творческому росту, развитию. Это очень помогает быть в ансамбле и лучше чувствовать друг друга. Потом, когда ты садишься в симфонический оркестр, ты начинаешь лучше слышать то, что вокруг тебя происходит. Ты развиваешь слух, и музыка приобретает новые краски».

Милана Андреева: «Если работать только в симфоническом оркестре и не заниматься камерным музицированием, можно разучиться играть вообще. Потому что в оркестре, конечно, слух «подсаживается» – страдает интонационная составляющая. Иногда, когда долго нет каких-то камерных программ, приходишь домой и просто играешь гаммы, чтобы уши начали «слышать». Но благо у нас молодой коллектив, много недавних студентов, они еще «по накатанной» много занимаются самостоятельно, дома, у нас немножко лучше интонационная и техническая составляющая, чем в некоторых других оркестрах нашего города».

В Капелле всегда говорят, что одна из главных функций хора и оркестра – просветительская. Редко исполняемые, незаслуженно забытые произведения часто звучат на этой сцене. Оркестр Капеллы выносит на суд публики произведения, которые отнюдь не гарантируют быстрого успеха. Хотя, учитывая коммерческие соображения, можно было бы составлять программы исключительно из «шлягеров» и ни о чем не беспокоиться.

Анна Августинович: «Когда ты выходишь с произведением, которое до тебя нигде не исполнялось, интересна реакция людей. Практически никогда не бывает, чтобы кто-то вышел из зала. Очень многие смотрят, что еще нового есть в городе, чего они еще не знают. А еще наш коллектив исполняет очень много современной музыки. Мало кто в городе столько исполняет современных композиторов».

То, что в последние годы стало блестяще удаваться оркестру Капеллы – это эксперименты в области джаза, мюзикла, латино, ретро, музыки кино, симфо-рока и даже симфо-фолка. Билетов на новогодние концерты в Капеллу не достать, а сами оркестранты потирают руки в предвкушении репетиций. Концерты с Борисом Гребенщиковым произвели огромный фурор, никто не ожидал, что оркестр внесет такой большой вклад в создание программы, а не выступит «на подпевках» у эстрадной звезды, как это зачастую бывает.

Милана Андреева: «У нас был потрясающий проект с Яном Гилланом. И мы очень хорошо чувствовали, что мы, оркестр – отдельная творческая сила. Он солист, а мы с ним сотрудничаем, абсолютно на равных».

Владимир Погорецкий: «Любая программа, даже, казалось бы, по жанру простая, совсем непростая по исполнению. За этим всегда стоит большой труд. И когда все уже всё знают наизусть, мы выходим на новогодний концерт и играем это с легкостью, с улыбкой. Когда мы играем джаз, он, опять же, позволяет немножко "открыть сознание" оркестру, поскольку в джазе очень сложные ритмы. Есть такие понятия, как грув, свинг, то, что появляется во время игры. Ты в этом ритме можешь импровизировать, появляется внутренняя свобода.

Анна Августинович: «Александр Владиславович любит джаз. И главное, что он может объяснить. Сразу. Сто человек на сцене, кто-то умеет играть джаз, кто-то настолько от него далек, потому что этому в консерватории не учат. Он может это так объяснить, так показать (а он веселый человек, с юмором), что все начинают понимать. И на концерте тебе уже становится легко, ты себя свободно чувствуешь на сцене».

Оркестру Капеллы – 25. Он добился блестящих успехов и по праву может ими гордиться. На вопрос, чем оркестр может больше всего гордиться за 25 лет, Виктор Иршаи лаконично ответил: «Стабильностью. Тем, что он стабильно идет вверх».

Виталий Филиппов


31 октября 2016

Концерт 3 ноября отменен

Уважаемые слушатели!

Концерт Симфонического оркестра Капеллы 3 ноября отменен по организационным причинам. Администрация Капеллы приносит свои извинения. Билеты подлежат возврату в кассу Капеллы и в кассы билетных операторов. Справки по телефону: 314-1058.


25 октября 2016

Квартет «Капеллия» принял участие в Культурной программе Санкт-Петербурга в хорватском Загребе

17 октября струнный квартет «Капеллия» Симфонического оркестра Капеллы Санкт-Петербурга принял участие в Культурной программе Санкт-Петербурга в столице Хорватии Загребе. Концерт квартета в составе Юлия Кожурина (скрипка), Ксения Васютина (скрипка), Милана Андреева (альт) и Евгения Чернова (виолончель) состоялся в старинной галерее «Кловичевы Дворы» и открыл выставку российского фотохудожника Евгения Мохорева «Петербург глазами ангелов: взгляд с Исаакия».

В программе выступления квартета «Капеллия» прозвучали сочинения Чайковского, Дворжака, Шумана, Бизе, Леонкавалло, Масканьи, Форе и Бреговича. Культурная программа Санкт-Петербурга в Загребе проходит с 17 по 31 октября и представит европейскому зрителю Международный выставочный проект, а также гала-концерт «Звезды петербургского балета» с участием солистов ведущих театров Культурной столицы: Мариинского театра, Михайловского театра и Санкт-Петербургского государственного академического театра балета им. Леонида Якобсона.

Рецензия на выступление квартета доступна по ссылке.


24 октября 2016

Генеральный директор Капеллы Ольга Хомова выступила на конференции в Братиславе

13 октября в Братиславе (Словацкая Республика) состоялся круглый стол конференции «Святые братья Кирилл и Мефодий и их духовное наследие в культуре России и Словакии». Генеральный директор Капеллы Санкт-Петербурга Ольга Сергеевна Хомова выступила с подробной презентацией, которая была посвящена хоровым проектам Капеллы в Словакии. В ходе круглого стола был выдвинут ряд предложений по усилению взаимодействия по российско-словацкой линии и многостороннего сотрудничества славянских стран в области культуры.


24 октября 2016

25 октября в Капелле откроется XIV Форум средств массовой информации Северо-Запада.

С 25 по 26 октября в Санкт-Петербурге пройдёт очередной, четырнадцатый по счёту Форум средств массовой информации Северо-Запада. Его организатором традиционно выступает Ассоциация средств массовой информации Северо-Запада (АСМИ), объединяющая свыше ста ведущих региональных медиа-структур. Местом проведения первого дня форума выбрана Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга, где откроется выставка медиа-проектов «Медиа-атлас Северо-Запада». В этом году она будет рассказывать о лучших проектах поддержки молодёжи и региональных «социальных лифтах». Певческая капелла Санкт-Петербурга подготовила особую программу для организаторов и участников форума, которая откроет Торжественную церемонию.

Доминирующей темой деловой программы очередного форума СМИ станет формирование информационной политики на местах и степень её влияния на становление гражданского общества. Кроме того, в первый день участников ждет панельная дискуссия «Региональный информационный рельеф: как формируется информационная политика на местах?», а такжегостевой дискуссионный клуб «Балтийский диалог: как преодолеть информационные границы? Межрегиональные и приграничные диалоговые коммуникации и роль СМИ в их развитии».

На предыдущем форуме впервые состоялась презентация одного из регионов СЗФО – Ненецкого автономного округа. В этом году эстафету примет Вологодская область. Завершит первый день работы форума торжественная церемония награждения победителей творческого журналистского конкурса «СеЗаМ 2016».

Второй день пройдет на мультимедийной площадке регионального центра ТАСС Северо-Запад и начнётся с теледискуссии с участием глав регионов. Более подробную программу форума можно увидеть на официальном сайте АСМИ.


18 октября 2016

Пресс-конференция, посвященная 35-летию «Невских ассамблей» и 25-летию Симфонического оркестра Капеллы состоится 20 октября

В четверг, 20 октября, в 15:00 в пресс-центре информационного агентства «Интерфакс Северо-Запад» (Садовая ул., 38) состоится пресс-конференция на тему «35-летие Всероссийского фестиваля "Невские хоровые ассамблеи" и 25-летие Симфонического оркестра Капеллы Санкт-Петербурга».

В пресс-конференции примут участие: председатель комитета по культуре Санкт-Петербурга Константин Сухенко, художественный руководитель Капеллы Санкт-Петербурга Владислав Чернушенко, генеральный директор Капеллы Санкт-Петербурга Ольга Хомова.

Аккредитация по тел.: 309-10-87, +7(921)751-9710 (Татьяна Валович) или электронной почте: valovich@interfax.ru.


14 октября 2016

Реставрация фасадов Капеллы продлится четыре месяца

Уважаемые зрители!

Обращаем Ваше внимание, что на протяжении четырех месяцев, при поддержке комитета по культуре Санкт-Петербурга, в Капелле Санкт-Петербурга будет проходить ремонт фасадов и лестницы, ведущей в Камерный зал. Это очень важное событие для Капеллы. Мы стараемся сделать все возможное, чтобы пришедшим на концерт слушателям было приятно и комфортно находиться не только в зрительном зале, но и во всех помещениях исторического здания.

Приглашаем Вас на удивительные и интересные концерты нового сезона!