07 июня

среда, 19:00

Солисты, Хор и Симфонический оркестр Капеллы
Скрипичный концерт Чайковского, кантата «Кармина Бурана» Орфа

ЧАЙКОВСКИЙ
Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 35
Солист – Илья КОЗЛОВ
ОРФ
«Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра, 1936

Солисты, Хор и Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
Дирижер – Владислав ЧЕРНУШЕНКО

Скрипичный концерт Чайковского (1878) является одним из лучших произведений в истории русского музыкального искусства. Отношение широкой публики к Концерту иначе как восторженным не назовешь. Лучшие скрипачи мира почитают за честь исполнять это произведение. Музыка Концерта необычайно оптимистична, светла, передает упоение радостью бытия, жажду жизни. Наряду с Первым концертом для фортепиано с оркестром и Вариациями на тему рококо для виолончели с оркестром это лучшее сочинение Чайковского в концертном жанре. Блестящая виртуозность партии солирующего инструмента сочетается здесь с подлинной симфоничностью, темпераментностью музыки, яркостью и сочностью колорита.

Концерт для скрипки с оркестром создан Чайковским в пору высокого творческого подъема, вскоре после окончания «Евгения Онегина» и Четвертой симфонии. В работе над партией скрипки Чайковскому помогал его друг и ученик по теории музыки, скрипач Иосиф Иосифович Котек. Изначально концерт был посвящен скрипачу, профессору Петербургской консерватории Леопольду Семёновичу Ауэру, но тот не решился сыграть это произведение, признав его «неудобоисполнимым». Первый раз Концерт исполнил с оркестром 4 декабря 1881 года в Вене Адольф Давидович Бродский, ставший пропагандистом этого произведения в Европе, а затем и в России. В знак благодарности Чайковский посвятил свое сочинение Бродскому.

Мнение первых слушателей о произведении Чайковского было неоднозначным. Газета Wiener Abendpost писала: «Дико фантастический скрипичный концерт Чайковского разделил аудиторию за и против этого оригинального произведения». Другие критики отмечали, что «концерт благоприятно написан только для солиста, который желает показать максимум своей технической ловкости». Чайковский не слышал премьеры Концерта (в это время он находился в Риме), но просил передать Бродскому большую благодарность за исполнение.

В настоящее время этот Концерт по традиции является обязательным произведением для исполнения на Международном конкурсе имени Чайковского.

* * *

Сценическая кантата «Кармина Бурана» (1936) – самое известное сочинение Карла Орфа, принесшее своему автору всемирную славу и сразу же оказавшееся в золотом фонде популярного классического репертуара. Первое исполнение состоялось 8 июня 1937 года в Государственной опере Франкфурта-на-Майне.

В начале 1930-х годов композитор познакомился со сборником XII–XIII веков Carmina Burana («Песни Бойерна»), найденном в 1803 году в монастыре Бойерн в Баварии. В сборнике содержались произведения странствующих средневековых поэтов. В либретто вошли стихи как на латинском, так и на средневерхненемецком языке. Они охватывают широкий круг светских тем, актуальных во все времена: непостоянство удачи и богатства, быстротечность жизни, радость возвращения весны, удовольствие от пьянства, обжорства, азартных игр. Полное название кантаты – «Песни Бойерна: мирские песни для исполнения певцами и хорами совместно с инструментами и магическими изображениями».

«Кармина Бурана» состоит из пяти основных частей, каждая из которых содержит несколько отдельных музыкальных действий. Структура кантаты во многом основана на идее вращения Колеса Фортуны. Во время каждой сцены, а иногда и во время одного действия, Колесо Фортуны поворачивается, счастье оборачивается печалью, а надежда сменяется горем. Наиболее известной частью кантаты является хоровая композиция "O Fortuna", которая открывает и завершает произведение.

 Купить билет