12 июня

понедельник, 19:00

День России
Симфонический оркестр Капеллы
Балакирев, Чайковский

БАЛАКИРЕВ
Увертюра на темы трех русских песен
Увертюра на тему испанского марша
Увертюра к трагедии У. Шекспира «Король Лир»

ЧАЙКОВСКИЙ
Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром, соч. 33
Солист – Алексей МАССАРСКИЙ
«Франческа да Римини», симфоническая поэма, соч. 32

Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
Дирижер – Александр ЧЕРНУШЕНКО

Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (1876) Чайковского – одно их популярнейших произведений, созданных для этого инструмента. Вариации являются сочинением более скромным по масштабу, чем Скрипичный концерт Чайковского, но весьма тонким и привлекательным. Произведение посвящено известному виолончелисту Вильгельму Фитценхагену. Он несколько переделал («обвиолончелил», по выражению издателя Юргенсона) Вариации, но Чайковский остался на удивление равнодушным к этим переделкам. Вероятнее всего, композитор отнесся к этой вещи как к «проходной» и потому не уделил ей должного внимания. Теперь, однако, Вариации на тему рококо являются одним из самых исполняемых сочинений Чайковского. В нем типично русская напевность сочетается с моцартовской ясностью и чистотой рисунка. При этом солисту предоставляются самые благодатные возможности для демонстрации своего виртуозного мастерства.

* * *

Чайковский считал «Франческу да Римини» наиболее удачным из своих произведений. Лист еще в 1830-х годах мечтал о том, что великое создание Данте, его «Божественная комедия», найдет отражение «в музыке какого-нибудь Бетховена». В 1876 году Чайковскому предложили либретто Константина Званцова «Франческа», составленное по «Божественной комедии». Сюжетом ее первой части – «Ад» – является путешествие автора в сопровождении призрака древнеримского поэта Вергилия в преисподнюю. Во втором круге Дантова ада находятся грешники, наказанные за прелюбодеяние.

«Божественная комедия» содержит и подлинные исторические факты. К ним относится история любви Франчески, дочери правителя Равенны, отданной замуж за Джанчотто Малатесту из Римини. Свататься в Равенну приехал не сам Джанчотто, а его младший брат, красавец Паоло. Франческа была убеждена, что именно Паоло – ее жених. Горькое разочарование ожидало ее в Римини, где ее обвенчали с коварным и уродливым Джанчотто, который, в конце концов, убивает изменившую ему Франческу и ее возлюбленного Паоло.

Композитор увлекся трогательной историей двух несчастных влюбленных. Возник замысел программного оркестрового сочинения. Чайковский находит очень сильные средства для обрисовки Дантова ада как страшного в своей безысходности мира невообразимых человеческих страданий. В центре фантазии – «рассказ Франчески» – простая и печальная мелодия, которая развивается, растет и кажется бесконечной в своей удивительной красоте и проникновенности.

Это произведение Чайковский посвятил своему ученику и другу Сергею Танееву. Премьера «Франчески» состоялась в Москве 25 февраля 1877 года под управлением Николая Рубинштейна. В Петербурге она прозвучала подуправлением Эдуарда Направника 11 марта и вызвала бурю восторга.

* * *

Милий Алексеевич Балакирев – выдающийся русский композитор, пианист, дирижер, глава «Могучей кучки», управляющий Придворной певческой капеллой и основатель Бесплатной музыкальной школы. Яркое и самобытное дарование композитора позволило ему проложить новые пути в музыке. Балакирев - один из создателей оригинального русского фортепианного стиля. Первым из русских композиторов он начал писать симфонические произведения на литературные сюжеты. Большую художественную ценность представляют романсы Балакирева. Народные образы, картины русской жизни, природы проходят через большинство его сочинений. Для Балакирева характерен также интерес к теме Востока и музыкальным культурам других стран (польской, чешской, испанской). С живейшим интересом относился он к особенностям характера и быта других народов, восхищался ярким своеобразием их музыкального творчества.

В 1883 году Милий Алексеевич был назначен управляющим Придворной певческой капеллой, а его помощником был утверждён Н.А. Римский-Корсаков. Совместная работа Балакирева и Римского-Корсакова в течение 10 лет – целая эпоха в истории Капеллы. С 1884 года обучение в школе Капеллы стало происходить по программам консерватории. При Балакиреве была осуществлена капитальная перестройка всех зданий Капеллы по проекту Леонтия Бенуа.

Прибыв в Санкт-Петербург скромным провинциальным юношей, Балакирев с феноменальной быстротой превратился в одного из ведущих музыкальных деятелей столицы и блестящего организатора. В 1855 году он впервые выступил перед петербургской публикой в качестве виртуоза-пианиста. В начале 60-х гг. под руководством Балакирева складывается музыкальный кружок, вошедший в историю как «Могучая кучка». В 1862 году Балакирев совместно с хоровым дирижёром Ломакиным организует в Петербурге Бесплатную музыкальную школу, ставшую очагом массового музыкального образования, а также центром пропаганды русской музыки. Концерты школы, а также Русского музыкального общества, проходившие под руководством Балакирева, стали выдающимся явлением музыкальной жизни Петербурга. Своими выступлениями в качестве дирижера Милий Балакирев сделал многое для того, чтобы лучшие произведения отечественной и мировой музыки стали доступны русской публике.

 Купить билет