11 мая

четверг, 19:00

4-й концерт Второго абонемента «Музыкальные редкости»
Духовные сочинения Доницетти, увертюра «Леонора» № 3 и Фантазия для фортепиано, хора и оркестра Бетховена

4-й концерт Второго абонемента «Музыкальные редкости»

ДОНИЦЕТТИ
Духовные сочинения
БЕТХОВЕН
Увертюра «Леонора» № 3, соч. 72b
Фантазия для фортепиано, хора и оркестра до минор, соч. 80
Солистка – Наталия ТРУЛЛЬ

Солисты, Хор и Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
Дирижер – Владислав ЧЕРНУШЕНКО

11 мая в Капелле ценители музыки смогут услышать редко исполняемые в нашей стране духовные произведения Гаэтано Доницетти, знаменитого итальянского оперного композитора, кумира поклонников бельканто. Обладатель неисчерпаемого мелодического дара, глубокого поэтического таланта и чувства театральности, Доницетти создал 74 оперы. Он написал множество кантат, месс, псалмов. Критики признают композитора достойным занять место рядом с самыми выдающимися сочинителями духовной музыки.

Бетховеном написано 11 увертюр, четыре из них предназначены для оперы «Леонора» (1805). Увертюра «Леонора» № 3 давно стала самостоятельным произведением, почти не имеющим отношения к одноименной опере. В основу сюжета оперы положены реальные события эпохи Великой Французской революции. Для Вагнера «Леонора» № 3 была «драмой в самом идеальном смысле слова». Известный русский критик Александр Серов писал: «Увертюра представляет одно из величайших чудес симфонического искусства. Она несравненно выше оперы... Эта увертюра по могуществу своей выразительности, своего художественного значения могла бы принадлежать идеальной опере Бетховена, стоящей на одной высоте с его симфониями...» Популярность увертюры «Леонора» № 3 ныне не сравнима с оперой, получившей в итоге название «Фиделио» и новую, четвертую увертюру.

Хоровая фантазия создавалась специально для бетховенской «академии» 1808 года – как завершающий номер огромной программы. В заключительным хоре звучит прообраз мелодии оды «К радости» – финала Девятой симфонии. «Слова, как и музыка, – говорил Бетховен, – были сочинены за такой короткий срок, что не хватило времени даже для записи партитуры». При первом исполнении фантазии произошел досадный эпизод, Оркестранты «споткнулись» буквально на ровном месте и стали играть так нестройно, что Бетховен пришел в ярость и потребовал исполнения всего произведения сначала. Несмотря на этот инцидент, фантазия имела успех и произвела очень сильное впечатление на современников.

 Купить билет