28 апреля

пятница, 19:00

3-й концерт Второго абонемента «Музыкальные редкости»
Второй фортепианный концерт Шопена, опера «Алеко» Рахманинова

3-й концерт Второго абонемента «Музыкальные редкости»

ШОПЕН
Концерт для фортепиано с оркестром № 2 фа минор, соч. 21
Солист – Филипп ДЖУЗИАНО (Франция)
РАХМАНИНОВ
«Алеко», опера в концертном исполнении
Действующие лица и исполнители:
Алеко – Пётр МИГУНОВ
Земфира – Ольга ОСИПЧЕНКОВА
Молодой цыган – Олег ТРОФИМОВ
Старик, отец Земфиры – Сергей КОСТЕВИЧ
Старая цыганка – Дарья ЛЕЙБОВА

Хор и Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
Дирижер – Александр ЧЕРНУШЕНКО

«Алеко» – первая опера Рахманинова, написанная им в качестве дипломной работы в Московской консерватории, которую Сергей Васильевич окончил по классу фортепиано в 1891 году, а по классу композиции – в 1892 году. Рахманинова необычайно увлекло это задание. Либретто было написано известным театральным деятелем В.И. Немировичем-Данченко по поэме Пушкина «Цыганы». Опера была создана за поразительно короткий срок – 17 дней. Премьера, состоявшаяся 27 апреля (9 мая) 1893 года в Большом театре, имела успех. Опера получила высокую оценку крупнейших музыкантов, критиков и слушателей. За эту дипломную работу Рахманинову была вручена большая золотая медаль консерватории с занесением его имени на мраморную Доску почета. Юношеское произведение Рахманинова привлекло к себе пристальное и восторженное внимание Петра Ильича Чайковского, содействовавшего его постановке и даже просившего у молодого композитора разрешения давать «Алеко» вместе с его собственной одноактной оперой «Иоланта».

«Меня очень поддерживал Чайковский. Он был так добр и так помогал мне как композитору, что даже приходил на репетиции "Алеко", чтобы поделиться со мной своим богатым запасом мудрости, знаний и опыта. "Алеко" впервые был поставлен в апреле 1893 года в Большом театре в Москве. Мне было тогда двадцать лет. Оперой "Алеко" я предстал перед миром как композитор. Она хорошо была принята критикой и публикой. Это побудило меня продолжать занятия композицией и дальше», – писал в воспоминаниях Рахманинов.

Выдающимся исполнителем партии Алеко был Федор Шаляпин, друг Рахманинова. Первое его выступление в этой роли состоялось в рамках празднования 100-летнего юбилея со дня рождения Пушкина. Критики восторженно оценили исполнение гениального артиста, однако упрекали Шаляпина за то, что он загримировался Пушкиным.

В либретто оперы пушкинская поэма сильно сокращена, частично изменен авторский текст. Основной конфликт – столкновение вольных, далеких от цивилизованного мира цыган с гордым и одиноким Алеко. В либретто действие начинается не с прихода Алеко в цыганский табор, а спустя два года, когда мирная идиллия Алеко и Земфиры окончилась. Своей музыкой Рахманинов сумел исправить многие недостатки либретто, преодолеть свойственный ему мелодраматизм и приблизить оперу к пушкинской поэме. Сделать это помогло знание композитором творчества Пушкина, которое всегда было близко Рахманинову.

Образы героев драмы предстают на фоне колоритных картин природы и цыганского быта. Музыка оперы покоряет искренностью выражения, юношеской страстностью, драматической силой, богатством и выразительностью мелодий. Знаменитая каватина Алеко («Весь табор спит…») относится к числу шедевров мирового оперного искусства.

 Купить билет