31 марта

пятница, 19:00

4-й концерт Четвертого абонемента «Юбилейные даты»
Симфония № 48 и Месса «Терезия» Йозефа Гайдна

4-й концерт Четвертого абонемента «Юбилейные даты»

ГАЙДН
Симфония № 48 до мажор «Мария Терезия», Hob. I: 48
Месса «Терезия» си-бемоль мажор, Hob. XXII: 12

Хор и Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
Дирижер – Владислав ЧЕРНУШЕНКО

Йозеф Гайдн известен как первый гений венской классической школы, основателем которой был он сам. В музыке венских классиков человек XVIII века с его радостным умонастроением, неизменной активностью и светскими манерами предстает как живой. Гайдн, прослуживший 45 лет придворным капельмейстером у князя Эстергази, вел жизнь, наполненную трудом и всевозможными ограничениями, но как истинный сын своего века, он никогда не знал уныния и не сетовал на судьбу. Музыка Гайдна идеально передает его «философию радости».

Гайдн был уже знаменитым капельмейстером влиятельнейшего князя Николауса Эстергази, который принимал 1 сентября 1773 года в своём роскошном поместье великую австрийскую императрицу Марию Терезию, «первую просветительницу Европы». К торжественной встрече Гайдн написал парадную Cимфонию № 48, которая так и называется – «Мария Терезия». Гайдн, которого князь представил императрице, напомнил монархине о подаренном шиллинге, который он по ее повелению получил во дворце Шёнбрунн, еще будучи певчим хора мальчиков собора святого Стефана в Вене. Императрица с улыбкой ответила: «Ну что же, я вижу, тот шиллинг дал хорошие проценты», – и приказала подарить композитору украшенную драгоценными камнями табакерку, наполненную золотыми дукатами.

* * *

В своих мессах Гайдн достиг внешнего и внутреннего совершенства в жанре духовной музыки, какого не достигал ни один композитор его времени, за исключением Моцарта с его Реквиемом. Последние мессы Гайдна признаны подлинными шедеврами. Их ставят в один ряд с Лондонскими симфониями Гайдна. Все сочинения этого жанра предназначались для исполнения в церкви и написаны на заказ. Мессы Гайдна, несмотря на критику их «светскости», сохраняли свою популярность до середины XIX века. И лишь в XX веке эти сочинения «вернулись» к слушателям.

Месса «Терезия» (Theresienmesse, 1799) сочетает возвышенное и радостное в самом совершенном виде. Спокойное, благоговейное чувство разлито во всем произведении от первой до последней ноты. Месса по своему содержанию далеко выходит за рамки церковности. Музыка, написанная на духовные тексты, полна жизненной энергии, земных чувствований. Месса «Терезия» не имеет ничего общего с императрицей. Гайдн сочинил ее для супруги князя Эстергази. Своё наименование она получила случайно, поскольку вскоре первого исполнения партитура оказалась в коллекции Марии Терезии.

 Купить билет