7 апреля. Рахманинов
Концерт для фортепиано № 4 соль минор, соч. 40
Солист – Мирослав КУЛТЫШЕВ
«Алеко», опера в концертном исполнении
Действующие лица и исполнители:
Земфира – Ольга Осипченкова
Алеко – Петр Мигунов
Молодой цыган – Олег Трофимов
Старик, отец Земфиры – Олег Радченко
Старая цыганка – Дарья Лейбова
Солисты, Хор и Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
Дирижер – Александр ЧЕРНУШЕНКО
Уникальную программу представят Хор и Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга 7 апреля 2018 года. В этот вечер на сцене Капеллы будет осуществлена постановка великой оперы Рахманинова «Алеко» в концертной версии. Также прозвучит самый редко исполняемый фортепианный концерт Рахманинова – Четвертый.
«Алеко» – первая опера Рахманинова, написанная им в качестве дипломной работы в Московской консерватории, и ставшая признанным шедевром. Либретто написано В.И. Немировичем-Данченко по поэме А.С. Пушкина «Цыганы». Опера была создана за поразительно короткий срок – 17 дней. Премьера, состоявшаяся 27 апреля (9 мая) 1893 года в Большом театре, имела большой успех. Произведение 20-летнего Рахманинова привело в восторг самого Чайковского. Выдающимся исполнителем партии Алеко был Федор Иванович Шаляпин, друг Рахманинова. Знаменитая каватина Алеко («Весь табор спит…») относится к числу шедевров мирового оперного искусства. Музыка покоряет искренностью, юношеской страстностью, драматической силой, богатством и выразительностью мелодий.
Фортепианные концерты Рахманинова – «музыкальные романы», напоминающие своей глубиной страницы Чехова, полотна Левитана, стихи Бунина, Тютчева. Именно им он в большой мере обязан мировой славой. Четвертый концерт был начат Рахманиновым еще в России, завершен только спустя 8 лет после отъезда за рубеж. Концерт посвящен выдающемуся композитору и пианисту Николаю Метнеру.
Это произведение любят и ценят музыканты во всем мире. Четвертый концерт исполняется нечасто прежде всего ввиду его пианистической сложности. Основное настроение Концерта, по словам одного проницательного слушателя, – «торжественный трагизм». Трагическое ощущение композитора связано не только с неутихающей тоской по покинутой России, не только с близящейся мировой катастрофой – оно продиктовано еще и поисками своего места в меняющемся мире.