«Немецкий реквием» Иоганнеса Брамса

Концертный зал

01.03.2018 / чт. / 19.00Сезон 2017-2018


«Немецкий реквием» Иоганнеса Брамса

4-й концерт Второго абонемента «Классика и современность»
Юрий Лаптев, Екатерина Завацкая, Хор и Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга под управлением Александра Чернушенко
0+

1 марта. «Немецкий реквием»

БРАМС
«Немецкий реквием» для сопрано, баритона, хора и оркестра, соч. 45

Хор и Смифонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
Солисты: Екатерина ЗАВАЦКАЯ, Юрий ЛАПТЕВ
Дирижер – Александр ЧЕРНУШЕНКО

Немецкий реквием Иоганнеса Брамса – первое крупное произведение великого композитора, подарившее ему подлинный триумф. Брамс сам подобрал тексты из различных глав Библии в немецком переводе Лютера. Общий смысл Реквиема совсем иной, чем у других сочинений в этом жанре. Отсутствуют тексты молитв, ни разу не упомянуто имя Христа, нет картин Страшного Суда. Зато много слов утешения, надежды, любви: Немецкий реквием обращен к живым, примиряя их с мыслью о смерти, внушая мужество.

Мысль о заупокойной мессе возникла у композитора в 1856 году в связи со смертью Шумана. Премьера Немецкого реквиема состоялась на Страстной неделе 10 апреля 1868 года в Бремене под управлением Брамса. Публика, и исполнители понимали, что присутствуют на исключительном событии. Среди слушателей было много музыкантов – друзей Брамса, и уже с первых звуков их глаза наполнились слезами. В своем Реквиеме Брамс обращается не только к немцам, лютеранам, но ко всем людям: «Признаюсь, что охотно опустил бы слово "немецкий" и просто поставил бы "человеческий"».