30 марта. Оркестр студентов
БЕРЛИОЗ
«Сцена в полях» из «Фантастической симфонии», соч. 14
Р. ШТРАУС
«Альпийская» симфония, соч. 64
Симфонический оркестр студентов Санкт-Петербургской консерватории
Дирижер – Алексей ВАСИЛЬЕВ
Третий концерт абонемента, 30 марта, будет одним из самых мощных, поскольку в нем будет представлены сразу две стихии «Земля» и «Воздух». Воздух – это одна из самых сильных стихий. Однако Воздух – и самая таинственная из основных стихий. Земля ассоциируется, прежде всего, с основой, с чем-то твердым и незыблемым. Древние люди считали, что Бог создал Землю из Хаоса, и Земля – одна из трех составных частей Вселенной. В программе концерта будут представлены два тематических произведения: «Сцена в полях» из «Фантастической симфонии» Гектора Берлиоза и «Альпийская» симфония Рихарда Штрауса.
«Сцена в полях» – третья часть «Фантастической симфонии» Гектора Берлиоза. «Сцена в полях» — рисует образ одинокого, тоскующего героя на лоне природы. Берлиоз создавал Фантастическую симфонию в феврале―марте 1830 года, премьера состоялась 5 декабря 1830 года. Исполнение прошло с большим успехом, но несмотря на это, композитор в дальнейшем подверг симфонию кардинальной переработке. В наше время она исполняется в редакции 1845 года. Вскоре после завершения Фантастической симфонии Берлиоз написал монодраму «Лелио, или Возвращение к жизни» для чтеца, хора и оркестра. Построенная на тематическом материале Фантастической симфонии, она является своеобразным её продолжением, хотя далеко не всегда эти два произведения исполняются в одном концерте.
Завершающей в оркестровом творчестве композитора стала «Альпийская симфония» (1915), передающая красоту альпийской природы. Альпийская симфония – последнее программное симфоническое сочинение Штрауса – вместе с написанной за тридцать лет до того симфонической фантазией «Из Италии» образует рамку большого первого периода творчества композитора, включающего его наиболее популярные произведения. Для партитуры Штраус вновь использует натуралистическую звукопись. Восхищение вызывает сильная и весьма колоритная оркестровка произведения. Альпийская симфония посвящена графу Николаусу Зеебаху и Королевской капелле в Дрездене, интендантом которой он был более двадцати лет. Этот оркестр под управлением Штрауса стал первым исполнителем Альпийской симфонии 28 октября 1915 года в Берлине. Интересно, что именно она была избрана для торжественного концерта в честь столетия Венской филармонии 16 апреля 1942 года.