Первая симфония Брукнера

Концертный зал

17.03.2018 / сб. / 19.00Сезон 2017-2018


Первая симфония Брукнера

3-й концерт Первого абонемента
Симфонический оркестр Капеллы под управлением Александра Чернушенко. Импровизация художника Олега Яхнина
0+

17 марта. Первая симфония Брукнера

ВОАН-УИЛЬЯМС
Flos Campi («Цветок на лугу») для альта, хора и оркестра
Солист – Андрей ДОГАДИН
БРУКНЕР
Симфония № 1 до минор, WAB 101

Хор и Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
Дирижер – Александр ЧЕРНУШЕНКО

Сценическая импровизация художника Олега Яхнина. Открытие проекта «Музыка. Муза. Музей»

Эпическая мощь и сила выражения, лирическая сосредоточенность, драматизм – отличительные черты лучших симфоний Антона Брукнера. Каждая из девяти его симфоний непохожа на другие и имеет свою неповторимую судьбу. Первая создавалась под сильным влиянием музыки Вагнера и Шумана.

Премьера состоялась 9 мая 1868 в Линце под управлением автора. Годы спустя, вспоминая о своей Первой симфонии, Брукнер утверждал, что «никогда не был таким смелым», как при ее создании. Несмотря на благосклонный прием, дальнейшую судьбу произведения счастливой назвать было нельзя. Венский оркестр категорически отверг ее, другие оркестры тоже не желали ее исполнять. В то же время Брукнер был абсолютно уверен в будущем своей музыки и в правильности пути, по которому шел.

Симфонию № 1 он перерабатывал неоднократно. Первый раз это было сделано в 1877 г. – именно эта версия ныне исполняется как «Линцская редакция». Следующую переработку Брукнер осуществил в 1891 г. в Вене. Он любил это сочинение, прекрасно понимал, насколько оно необычно во всех отношениях, насколько оно трудно для исполнения, и назвал эту симфонию «мой маленький оборотень». В «Венской редакции» много новой музыки, были заново оркестрованы многие эпизоды.

Ральф Воан-Уильямс (1872–1958) – выдающийся английский композитор, органист и музыкально-общественный деятель, собиратель и исследователь английского музыкального фольклора, один из основоположников новой английской композиторской школы. Наиболее значительны его достижения в области симфонической и хоровой музыки.

Flos Campi (1925) – сюита для альта, небольшого хора и камерного оркестра. Ее название в переводе с латыни означает «полевой цветок». Каждая из частей сюиты озаглавлена стихом из «Песни Песней» Соломона. Первая реакция на это произведение была неоднозначной, но со временем оно стало признанной частью мирового музыкального наследия. Сюита отличается чувственной и пышной оркестровкой, которая, впрочем, вполне уместна, учитывая ее тематику.