2 февраля. Керубини
КЕРУБИНИ
Реквием до минор для смешанного хора и оркестра (1816)
Симфония ре мажор, op. 18
Хор и Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
Дирижер - Александр ЧЕРНУШЕНКО
В 1818 г. Бетховен, отвечая на вопрос, кто ныне является величайшим композитором (исключая самого Бетховена), сказал: «Керубини». «Выдающимся человеком» назвал итальянского маэстро Джузеппе Верди. Произведениями Керубини, в особенности его операми, восхищались Шуман, Вагнер, Брамс, Лист и Берлиоз.
С именем Луиджи Керубини (1760–1842) связано рождение Парижской консерватории. Ее организации и совершенствованию музыкант отдал много энергии и таланта: вначале как инспектор, затем профессор и, наконец, директор.
Керубини оставил богатое музыкальное наследие. Он не только отдал дань практически всем современным ему музыкальным жанрам, но и активно способствовал формированию новых. Будучи итальянцем по рождению, Керубини, тем не менее, был характерным немецким симфонистом. В умелой, тщательной инструментальной отделке он был неподражаем. Не менее силен был Керубини в технике хоровой композиции. Начинал он как автор церковных произведений (свою первую мессу Керубини сочинил в 13 лет), да и вторую половину жизни композитор посвятил в большей степени духовной музыке.
Первое исполнение Реквиема до минор состоялось в соборе Сен-Дени 21 января 1817. Исполнение было посвящено памяти короля Людовика XVI и Марии Антуанетты. Реквием был заказан бывшему композитору Революции Луиджи Керубини к годовщине казни короля и королевы. Это произведение сразу получило признание у современников. Бетховен говорил, что, если ему доведётся когда-нибудь писать Реквием, он возьмёт за образец сочинение Керубини. В соответствии с пожеланием Бетховена именно этот Реквием был исполнен на его похоронах.
Консервативные деятели католической церкви находили Реквием Керубини слишком светским для того, чтобы он мог исполняться в церкви. Очень скоро Реквием Керубини затмил по популярности Реквием Моцарта. Однако в конце XIX века он исчез из репертуара исполнителей.