Гайдн, Бернстайн, Чайковский

Концертный зал

13.01.2018 / сб. / 19.00Сезон 2017-2018


Гайдн, Бернстайн, Чайковский

«Прощальная симфония», «Чичестерские псалмы», Итальянское каприччио
3-й концерт Второго абонемента «Классика и современность». Хор и Симфонический оркестр Капеллы под управлением Ильи Дербилова
0+

13 января. Гайдн, Бернстайн, Чайковский

ГАЙДН
«Прощальная симфония» № 45 фа-диез минор, HOB I: 45
БЕРНСТАЙН
«Чичестерские псалмы»
ЧАЙКОВСКИЙ
«Итальянское каприччио», соч. 45

Хор и Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
Дирижер – Илья ДЕРБИЛОВ

13 января, в Старый новый год, Хор и Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга дарят слушателям одну из самых ярких и интересных программ сезона. Знаменитая «Прощальная симфония» Гайдна, очень трогательная и очень зрелищная в плане антуража, яркое и завораживающее «Итальянское каприччио» Чайковского, чрезвычайно интересные и необычные «Чичестерские псалмы» Бернстайна обещают любителям музыки незабываемые впечатления. 

Особенность «Прощальной симфонии» Гайдна состоит в том, что она исполняется при свечах, закреплённых на нотных пультах музыкантов; за традиционным финалом следует дополнительная медленная часть, во время исполнения которой музыканты один за другим прекращают играть, гасят свечи и покидают сцену. Сначала исключаются все духовые инструменты. В струнной группе «выключаются» контрабасы, затем виолончели, альты и вторые скрипки. Симфонию доигрывают лишь 2 первые скрипки (на одной из которых в своё время играл сам Гайдн), которые после завершения музыки гасят свечи и уходят вслед за остальными. Такой небывалый финал всегда производил неотразимое впечатление: «Когда оркестранты начали гасить свечи и тихо удаляться, у всех защемило сердце... Когда же, наконец, замерли слабые звуки последней скрипки, слушатели стали расходиться притихшие и растроганные...» – писала лейпцигская газета в 1799 году. «И никто не смеялся, ибо это вовсе не для забавы было написано», – вторил ей Шуман почти сорок лет спустя.

«Чичестерские псалмы» были написаны выдающимся американским композитором Леонардом Бернстайном в 1965 году. В качестве литературной основы автор избрал Псалмы Давида на языке оригинала. Древнееврейский текст, специфический ритм с джазовыми элементами, сложнейшие хоровые партии придают музыке Бернстайна особый колорит. Свое название «Чичестерские псалмы» получили в честь Кафедрального хора г. Чичестера в Англии, для которого Бернстайн и написал это сочинение.

После того, как известная русская меценатка Надежда фон Мекк стала оказывать П.И. Чайковскому регулярную материальную помощь, композитор смог побывать за границей, в частности, в Италии. Рим поразил Чайковского сочетанием древнего величия с живой, непосредственной народной жизнью. Композитор с огромным интересом наблюдал зрелище традиционного римского карнавала. В Италии Чайковский задумал и начал новое оркестровое сочинение. В музыке живо передавались впечатления римского карнавала, дыхание южной природы, ее теплых ночей, непринужденного веселья, сверкающей, горячей жизни. В отличие от публики, критика оценила каприччио отрицательно. Однако со временем это яркое, блестящее сочинение заняло заслуженное место в симфоническом репертуаре.