Рахманиновский вечер. Фантазия «Утес», поэма «Остров мёртвых», Первая симфония

Концертный зал

28.10.2017 / сб. / 19.00Сезон 2017-2018


Рахманиновский вечер. Фантазия «Утес», поэма «Остров мёртвых», Первая симфония

2-й концерт Четвертого абонемента «К 145-летию со дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова»
Симфонический оркестр Капеллы под управлением Ильи Дербилова
0+

28 октября. Рахманинов

РАХМАНИНОВ
«Утёс», фантазия для большого симфонического оркестра, соч. 7
Симфоническая поэма «Остров мёртвых», соч. 29
Cимфония № 1 ре минор, соч. 13

Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
Дирижер – Илья ДЕРБИЛОВ

В очередном концерте абонемента, посвященного 145-летию со дня рождения Рахманинова, в Капелле прозвучит симфоническая поэма «Утес», выразительная и эмоциональная симфоническая поэма «Остров мёртвых», а также Первая симфония.

Однажды в Париже Рахманинов увидел репродукцию с картины швейцарского художника Арнольда Бёклина «Остров мертвых», изображающей остров, окруженный с трех сторон высокими угрюмыми скалами, – место вечного покоя, где нет места ни печалям, ни волнениям. Композитор решил написать по мотивам картины симфоническую поэму. После премьеры 18 апреля 1909 года критик Юлий Энгель писал: «Музыка Рахманинова прекрасно вводит нас в это таинственное, манящее жуткое царство… Вместе с занимающейся зарей Рахманинов хочет заглянуть по ту сторону бёклиновских стен; не в преддверие, а в самую обитель мертвых». Музыка симфонической поэмы отличается яркой драматической экспрессией, силой и страстностью чувства.

* * *

Первая симфония Рахманинова была незаслуженно отвергнута публикой и критикой. Премьера симфонии в Санкт-Петербурге 15 марта 1897 года потерпела полнейший крах, Как писал критик Александр Оссовский: «Крупное симфоническое произведение, несомненно обогащавшее русскую симфоническую литературу, было не понято, недооценено, грубо отвергнуто». Сочинение Рахманинова оказалась недоученным, исполнение было откровенно «сырым». Кроме того, неудачно была построена программа концерта. Рахманинов, потрясенный этим провалом, практически ничего не писал несколько лет, симфония оставалась неизданной, а партитура считалась утерянной. Уже после смерти композитора, в 1944 году, Первая симфония была восстановлена на основе найденных в архиве оркестровых голосов. «Вторая премьера» с оглушительным успехом прошла в Москве 17 октября 1945 года под управлением Александра Гаука.

* * *

Симфоническая фантазия «Утёс» получила свое название по одноименному стихотворению Лермонтова. Эпиграфом к произведению Рахманинов избрал лермонтовские строки: «Ночевала тучка золотая на груди утёса-великана». Однако программой для сочинения послужил рассказ Антона Чехова «На пути», повествующий о случайной мимолетной встрече на почтовой станции немолодого, много пережившего мужчины и юной девушки.

Позднее Рахманинов подарил Чехову экземпляр партитуры «Утеса» с дарственной надписью. Композитора могла привлечь в рассказе не только описываемая в нем ситуация, во многом близким ему оказался образ «вечного странника», ищущего, беспокойного. Рахманинов стремился передать состояние глубокой тоски, соединенной со жгучей жаждой радости и счастья, которое испытывает чеховский герой. Образы стихотворения Лермонтова удачно оттеняют этот мотив. Премьера фантазии «Утёс» состоялась 20 марта 1894 года в симфоническом собрании Русского музыкального общества.