27 сентября. Бетховенский вечер
БЕТХОВЕН
Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 61
Солист – Сергей ДОГАДИН
Симфония № 5 до минор, соч. 67
Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
Дирижер – Александр ЧЕРНУШЕНКО
Золотые страницы из великого наследия Бетховена раскрывают перед любителями музыки Симфонический оркестр Капеллы и замечательный петербургский скрипач Сергей Догадин. 27 сентября прозвучат гениальные творения Бетховена – Скрипичный концерт ре мажор, который является одной из вершин мировой скрипичной музыки, и Пятая симфония Бетховена, ставшая самой популярной среди его произведений.
Пятая симфония была создана во время наивысшего расцвета таланта композитора. Бетховен смирился со страшным для музыканта недугом – глухотой. В 31 год он написал слова, ставшие его девизом: «Я хочу схватить судьбу за глотку». В Пятой симфонии наиболее ярко воплощена основная идея творчества Бетховена: через борьбу к победе. Короткие темы сразу и навсегда врезаются в память. Одна из них, состоящая из четырех нот, с характерным стучащим ритмом, проходит через все части симфонии. Бетховен говорил об этом лейтмотиве: «Так судьба стучится в дверь». «Тема судьбы» принадлежит к числу гениальнейших бетховенских находок.
* * *
Скрипичному концерту ре мажор Бетховена принадлежит выдающаяся роль в истории этого жанра. Концерт был написан в 1806 году для известного виртуоза Франца Клемента. Премьера успеха не имела, концерт не соответствовал тогдашним вкусам слушателей. Это произведение при жизни Бетховена более не звучало со сцены, Успех к концерту пришел лишь сорок лет спустя, благодаря выдающемуся скрипачу-вундеркинду Йозефу Иоахиму. Его исполнение вместе с Лондонским филармоническим оркестром вдохновило слушателей. После лондонской «премьеры» все великие музыканты-виртуозы стали исполнять скрипичный концерт Бетховена. Образы радости, неомраченных раздумий, бурлящего веселья определяют облик этого сочинения.