27 декабря. Месса Россини
3-й концерт Третьего абонемента «Певческая капелла Санкт-Петербурга»
РОССИНИ
Маленькая торжественная месса
Певческая капелла Санкт-Петербурга
Солисты: Ольга ОСИПЧЕНКОВА (сопрано), Дарья ЛЕЙБОВА (меццо-сопрано), Олег ТРОФИМОВ (тенор), Андрей РАДЧЕНКО (бас)
Дирижер – Николай КУРБАТОВ
Илья ЧИРСКОВ (электроорган)
Алексей ВЯХИРЕВ (фортепиано)
- Доступна оплата Пушкинской картой. Правила пользования
Россини, прославившийся на весь мир комическими операми, вновь проявил свою иронию при выборе названия для мессы, написанной в 1863 году. «Маленькой» он назвал мессу продолжительностью около полутора часов, которая принадлежит к числу наиболее сложных его произведений. Маленькую торжественную мессу Россини создал почти 35 лет спустя после завершения оперной карьеры. Она является его вторым крупным духовным сочинением после Stabat Mater. Россини написал мессу на своей вилле в Пасси, в пригороде Парижа и назвал эту самую значительную работу своего позднего периода «последним смертным грехом моей старости».
В Маленькой торжественной мессе Россини духовная музыка органично сочетается с отсылками к его оперному творчеству. Благодаря своему стилистическому разнообразию это сочинение по сей день продолжает очаровывать публику. Изначально Россини написал мессу для четырех солистов и хора из восьми человек в сопровождении двух фортепиано и фисгармонии, но позднее, в 1866–1867 годах, оркестровал ее. Это произведение наполнено светом и искренностью. Комментарий Россини раскрывает в нем человека трогательной скромности, столь же очаровательного, как и его музыка: «Боже, вот и закончена эта бедная маленькая Месса. Что сотворил я: священную музыку или дьявольскую? Я был рожден для оперы-буффа, Ты это хорошо знаешь. Немного учености, немного сердца, вот и все, что в ней есть. Будь же благословен и уготовь мне рай…»
Впервые Маленькая торжественная месса прозвучала в камерном варианте 14 марта 1864 года под управлением автора во дворце графа Пийе-Уилл, друга Россини. Премьера оркестрового варианта мессы состоялась уже после смерти автора, 28 февраля 1869 года, в Итальянском театре в Париже. В наше время с одинаковым успехом исполняются как камерная, так и оркестровая версии.