Вечер музыки Алексея Львова

Концертный зал

23.12.2023 / сб. / 19.00


Вечер музыки Алексея Львова

Солисты, Хор и Симфонический оркестр Капеллы под управлением Владислава Чернушенко
0+

23 декабря. Музыка Алексея Львова

ЛЬВОВ
Stabat Mater для тенора, баритона, баса, хора и оркестра (1851)
Концерт для скрипки с оркестром
Фантазия на русские темы для скрипки, оркестра и мужского хора
Солист – Николай АНДРЕЕВ

Хор и Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
Дирижер – Владислав ЧЕРНУШЕНКО

Концерт Хора и Симфонического оркестра Капеллы посвящен Алексею Федоровичу Львову – композитору, выдающемуся скрипачу, автору музыки гимна «Боже, Царя храни!». 190 лет назад, 31 декабря 1833 года, сочинение Львова на слова Василия Жуковского было официально утверждено в качестве национального гимна Российской империи и оставалось таковым вплоть до 1917 года.

Алексей Львов (1798–1870) – композитор, скрипач-виртуоз, великолепный организатор профессионального музыкального образования, управляющий Придворной певческой капеллой с 1837 по 1861 год. К сожалению, его светские сочинения почти забыты. В историю русской музыкальной культуры Львов вошел в основном как духовный композитор и автор национального гимна. Из его светских сочинений наиболее известны Скрипичный концерт ля минор, 24 каприса, Фантазия на русские темы для скрипки, мужского хора и оркестра, Le Duel для скрипки и виолончели и опера «Бианка», поставленная в Дрездене и Петербурге.

Служебное положение не позволяло Львову участвовать в публичных концертах. Поэтому он музицировал только в кружках, салонах, на придворных и благотворительных вечерах, но и этих выступлений хватило, чтобы Львов прославился как выдающийся скрипач. Перед широкой аудиторией Алексей Федорович мог выступать лишь во время путешествий. За границей он познакомился с музыкальными светилами Европы, играл вместе с Листом. В 1840 году он концертировал в лейпцигском Гевандхаусе и под управлением Мендельсона исполнял его Скрипичный концерт. Слышавший Львова в этом концерте Шуман писал: «...если в России играют так, как господин Львов, то всем нам надо ехать в Россию не учить, а учиться».

Духовно-музыкальные сочинения Львова отличаются красотой и разнообразием гармонии. Находясь в должности управляющего Певческой капеллой, Львов задался целью привести в порядок церковные распевы. Он присоединял к ним полную и простую, понятную для всех гармонию. Многие пробелы в церковном пении на разные службы были восполнены. Львову первому принадлежит мысль о введении в церковное пение несимметричного ритма, который более подходит к церковному тексту и потому может лучше подчинять музыку слову.

Львов переложил для хора и большого оркестра Stabat Mater Перголези, за что был отмечен званием магистра Болонской академии. Кроме того, в 1850 году Львов написал собственный вариант Stabat Mater для сопрано, меццо-сопрано женского (детского) хора и струнного оркестра. Премьера произведения состоялась 14 января 1851 года в зале Певческой капеллы с участием итальянских солистов и в присутствии членов царской семьи. В Европе это произведение получило восторженные отзывы в прессе. А после исполнения Stabat Mater во Флоренции члены Флорентийской академии изящных искусств единогласно присвоили Алексею Федоровичу звание академика и профессора класса капельмейстеров.