5 апреля. Рахманинов
«Колокола», симфоническая поэма для оркестра, хора и солистов
Солисты: Виктория КУЗНЕЦОВА (сопрано), Олег ТРОФИМОВ (тенор), Юрий ЛАПТЕВ (баритон)
Концерт для фортепиано с оркестром № 2 до минор
Солист – Илья ЧИРСКОВ
Хор и Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
Дирижер – Александр ЧЕРНУШЕНКО
5 апреля в Капелле завершится фестиваль, посвященный 150-летию со дня рождения Сергея Рахманинова.
Большую часть своего детства Рахманинов провел в деревне. Его детские воспоминания и впечатления были связаны со звоном церковных колоколов. В 1913 году молодая виолончелистка Мария Данилова анонимно прислала Рахманинову стихотворение Эдгара Аллана По «Колокольчики и колокола» в вольном переводе Константина Бальмонта. Вдохновленный Рахманинов избрал для своего сочинения весьма необычную форму. Серебряные колокольчики, свадебные колокола, набат и погребальный колокол в его музыке показывают весь жизненный путь человека — от светлой, полной радостных надежд юности до кончины. «Колокола» были впервые исполнены 30 ноября (13 декабря) 1913 года в Петербурге хором, солистами и оркестром Мариинского театра под управлением автора. Учитывая потрясающую драматическую выразительность музыки и стихов, неудивительно, что Рахманинов считал «Колокола» одним из своих любимейших произведений.
Концерт для фортепиано с оркестром № 2 Рахманинова часто называют величайшим фортепианным концертом из когда-либо написанных. После провальной премьеры Первой симфонии в 1897 году композитор впал в глубокую депрессию и перенес затяжной авторский кризис. По совету родственников и друзей он обратился к невропатологу и гипнотерапевту Николаю Владимировичу Далю, который стал не только лечащим врачом, но и другом композитора на долгие годы. Благодаря лечебным сеансам, проходившим в форме доверительных бесед, Рахманинов смог вернуть вдохновение и веру в собственные силы. Уже в начале лета 1900 года он начал сочинять одновременно Второй концерт, и Сюиту № 2 для двух фортепиано. Из чувства благодарности Рахманинов посвятил Концерт Н.В. Далю. Премьера состоялась в Москве 27 октября 1901 года в исполнении автора под управлением Александра Зилоти. Концерт обрел феноменальную популярность и наряду с Первым концертом П.И. Чайковского вошел в репертуар величайших пианистов мира. «Тема его вдохновеннейшего Второго концерта есть не только тема его жизни, но неизменно производит впечатление одной из наиболее ярких тем России, и только потому, что душа этой темы русская», – писал композитор и пианист Николай Метнер.