10 февраля. «Моцарт и Сальери»
«Моцарт и Сальери»
Литературно-музыкальная композиция на основе текста «маленькой трагедии» А. С. Пушкина и музыки Реквиема В. А. Моцарта
Уважаемые слушатели! С 30 октября 2021 г. вход на концерты в Капелле осуществляется по QR-кодам. Правила посещения
- Доступна оплата Пушкинской картой. Правила пользования
Солисты: Анастасия РЕМЕСКОВА (сопрано), Дарья ЛЕЙБОВА (меццо-сопрано), Вадим СИЛЕНОК (тенор), Александр КРЮЧКОВ (бас)
Хор и Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
Дирижер – Владислав ЧЕРНУШЕНКО
Невероятно эмоциональная литературно-музыкальная композиция, основанная на двух гениальных творениях – Реквиеме Моцарта и трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери», уже много лет с огромным успехом исполняется Хором и Симфоническим оркестром Капеллы и артистами Александринского театра. Эти два произведения неизбежно должны были «встретиться» на одной сцене. Соединенные вместе, они производят грандиозное впечатление.
Посмертная слава Антонио Сальери сродни славе Герострата. Однако он вовсе не стремился к такой скандальной известности у потомков. Во многом благодаря трагедии Пушкина реальный исторический образ талантливого, высоко ценимого современниками музыканта и педагога превратился в нарицательное обозначение низкого интригана, коварного завистника и угрюмого убийцы. Страшной фигурой выглядит Сальери в пьесе «Амадей» Петера Шеффера и в одноименном фильме Милоша Формана. Композитор прожил жизнь, полную успехов, разочарований, славы, клеветы, но главное – он служил музыке. Сальери по праву занимает свое место в истории и как незаурядный композитор, и как человек, чрезвычайно много сделавший для австрийской музыкальной культуры. Музыканты, учившиеся у Сальери (в том числе Бетховен), и люди, тесно общавшиеся с ним, не придавали значения слухам об отравлении Моцарта либо активно вставали на защиту оклеветанного старика.
Трагедия Пушкина «Моцарт и Сальери» занимает особое место не только в русской, но и во всей мировой литературе. Хорошо известно, что Пушкин всегда довольно скептически и даже критически относился к сенсациям, сплетням и критике. Можно предположить, что к истории об отравлении Моцарта поэт отнесся не как к достоверному факту, а как к отправному пункту для осуществления замысла своей гениальной трагедии. Для пьесы о губительной зависти, гениальности и злодействе это была блестящая находка. Пушкин демонстрирует осведомленность о фактах биографии Сальери, крайне чуткое восприятие музыки Моцарта, глубокое постижение облика великого композитора. Обратившись к величайшим творениям Моцарта, Пушкин ввел в свою трагедию фрагменты из «Свадьбы Фигаро» и Реквиема. Значительную роль в трагедии играет история возникновения Реквиема, хорошо известная Пушкину. Поэт знал, какими неотвязными были «мысли черные»
Моцарта о своей заупокойной мессе и о приближающейся смерти, вестником которой был «черный человек». Пушкин ничего не говорит о культовом начале Реквиема, его музыку в трагедию он вводит как тему прощания Моцарта с жизнью.