Виолончельный концерт и Седьмая симфония Дворжака

Концертный зал

27.02.2021 / сб. / 19.00


Виолончельный концерт и Седьмая симфония Дворжака

4-й концерт абонемента «Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга». Солист – Александр Рудин. Дирижеры: Александр Чернушенко, Александр Рудин
0+

27 февраля. Вечер музыки Дворжака

4-й концерт Первого абонемента «Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга»

ДВОРЖАК
Концерт для виолончели с оркестром си минор, соч. 104
Солист – Александр РУДИН
Симфония № 7 ре минор, соч. 70

Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
Дирижеры: Александр РУДИН, Александр ЧЕРНУШЕНКО

Великий сын Чехии, Антонин Дворжак (1841–1904) не только прославил ее национальную культуру, но и обогатил музыку позднего романтизма подлинными шедеврами в разных жанрах. Непростая творческая судьба Дворжака изобиловала вдохновенными взлетами и драматическими срывами, невероятные успехи чередовались с горькими неудачами. Он очень поздно проторил себе дорогу в искусстве, сменив в юности родовое ремесло мясника на многотрудную и полуголодную жизнь музыканта — поначалу органиста и альтиста-ремесленника. Самобытный композиторский голос Дворжака был услышан за порогом его тридцатилетия, и последующие годы музыкант работал в невероятном напряжении сил, с поразительным упорством добиваясь признания, идя тернистым путем к своей прижизненной славе.

Испытавший мощное влияние Бетховена, Шуберта, Вагнера и Брамса, Дворжак с помощью собратьев по чешскому искусству Прохазки и Сметаны открыл для себя стихию славянского фольклора — чешских, моравских, цыганских песен и танцев. В народных сказках и легендах славянских народов он почерпнул оригинальные темы и сюжеты для творчества. Не прошел он и мимо героического гуситского эпоса Чехии. Так сформировался неповторимый стиль его музыки, в котором национальная оригинальность соединилась с общечеловеческой проблематикой и всеобъемлющим мастерством в профессии. Патриотическая устремленность в искусстве углубила лирическую природу дарования Дворжака, а духовная цельность его натуры обусловила жизнеутверждающий взгляд на мир, сохранившийся и в позднюю пору его творчества, когда декадентские настроения все больше проникали в искусство.

В обширном наследии автора знаменитых «Славянских танцев» свыше сорока симфонических опусов, десять опер, Реквием и Stabat mater, три масштабных инструментальных концерта, удивительные по красоте камерные ансамбли. Седьмая симфония ре минор создавалась по заказу Лондонского филармонического общества, избравшего композитора своим почетным членом. Открывая «триаду» поздних симфоний Дворжака, она выделяется среди других сочинений этого жанра сумрачной патетикой и трагическим накалом. Жизненное благополучие и постепенное признание заслуг композитора не уменьшили в этот период его душевного смятения. На личные переживания накладывались думы о прошлом и будущем родины. Процесс сочинения шел очень быстро: «У меня нет ничего другого в голове, кроме моего нового произведения, которое должно обладать такой силой, чтобы взволновать мир», — писал Дворжак. Подобно Бетховену в Девятой симфонии, Дворжак убедительно воплотил в своей Седьмой концепцию «от мрака к свету, через борьбу — к победе». Премьера в Лондоне 22 апреля 1885 года под управлением автора прошла с огромным успехом.

Еще более счастливая судьба была уготована Виолончельному концерту си минор, созданному Дворжаком в Америке. В отличие от своей последней симфонии «Из Нового Света» он воплотил в этой музыке не заокеанские впечатления, а ностальгические воспоминания о родной Чехии. Непосредственным импульсом к сочинению стал сопережитый Дворжаком большой успех у публики Второго виолончельного концерта ирландского виолончелиста-композитора Виктора Херберта. Не будучи большим поклонником виолончели как сольного инструмента, Дворжак тем не менее создал для нее один из шедевров романтического репертуара. Тем, что композитор в итоге воплотил концертный замысел, мы обязаны и чешскому виолончелисту Ганушу Вигану. Он исполнил труднейшую сольную партию на приватной премьере в Праге. Однако публичная премьера концерта в Лондоне в марте 1896 года по ряду причин прошла с британским виолончелистом Лео Стерном.

В классически выверенном трехчастном цикле виолончели с оркестром предоставлена возможность воплотить богатейший спектр образов и эмоций — от героического пафоса первой части через строго-возвышенную идиллию второй части до виртуозно-ликующего финала. Отчетливый национальный колорит этой музыки позволил говорить о том, что в ней «звучит ностальгический голос настоящего чеха». Даже необычайно самокритичный Дворжак очень высоко оценивал свой Виолончельный концерт, который доставлял ему «громадную радость».