5 ноября. Stabat Mater Перголези
ВИВАЛЬДИ
Концерт для скрипки, гобоя, струнных и basso continuo си-бемоль мажор, RV 548
Солисты: Владимир ПОГОРЕЦКИЙ (скрипка), Александр БЫКОВ (гобой)
ПЕРГОЛЕЗИ
Stabat Mater, кантата для сопрано, альта, хора, струнных и basso continuo
Солисты: Лариса РАДЧЕНКО (сопрано), Дарья ЛЕЙБОВА (меццо-сопрано)
Хор и Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
Дирижер – Виктор СОБОЛЕВ
Выдающееся духовное произведение Перголези Stabat Mater прозвучит 5 ноября в исполнении Хора и Симфонического оркестра Капеллы Санкт-Петербурга под управлением Виктора Соболева.
«Истина родилась с появлением на свет Джованни Баттисты Перголези» — так современники отзывались о творце Stabat Mater и родоначальнике комической opera buffa. Жизнь и творчество Перголези неотъемлемы от Неаполя — центра итальянской оперы и консерваторского обучения в XVIII веке. Завершив консерваторские курсы как скрипач, вокалист и композитор, он стремительно штурмовал оперный Олимп, словно предчувствуя, что для творчества ему отпущено всего несколько лет жизни. Пять серьезных опер на высокие трагические сюжеты, увы, не имели успеха, а вот написанная для развлечения в антрактах «серьезной» оперы легкая интермедия «Служанка-госпожа» обеспечила композитору место в истории.
Величие дарования Перголези проявилось равно в светской и духовной музыке. Помимо опер, месс и мотетов он оставил изрядное количество инструментальных произведений, хотя во многих из них современное музыкознание подвергает сомнению его авторство. Несомненно, однако, что в возрасте 25 лет композитор покидает Неаполь и затворяется в стенах францисканского монастыря курортного городка Поццуоли. Увядая в скоротечной чахотке, он создает свой последний и неувядаемый по сию пору шедевр — пронзительно-скорбную Stabat Mater. Не будет преувеличением сказать, что наряду со знаменитой скульптурой Микеланджело Pieta кантата Перголези — едва ли не самое проникновенное воплощение страданий Богоматери у крестного подножия Голгофы.
Кантата писалась по заказу неаполитанского духовного братства Cavalieri della Vergine dei Dolori для исполнения в Великую пятницу на Страстной неделе. Озвученные Перголези средневековые строфы латинского текста приписывают перу религиозного поэта XIII века Якопо Бенедетти (в монашестве Якопоне да Тоди). Истовая печаль и возвышающее душу страдание, глубочайшее потрясение и жертвенное приятие выпавшего жребия, обретенные сквозь муки смирение и надежда в вере — таковы основные эмоциональные сферы поэтического текста. Выразительная атмосфера латинских терцин мастерски передана в лучшем из отечественных переводов, принадлежащих Афанасию Фету.
Композитор вложил в свою «лебединую песнь» все накопленное мастерство: он кратно усилил воздействие поэтических строф невероятными по красоте и изяществу мелодиями солирующих женских голосов, выразительными инструментальными подголосками и говорящей символикой барочных ритмов. Stabat Mater Перголези стала музыкой на все времена — отдельные критические голоса (считавшие эту песнь скорби излишне оперной) исчезли в восторженном хоре поклонников произведения. В их числе оказались Бах, Сальери, Моцарт, Беллини и великий Жан-Жак Руссо.