Скрипичный концерт и Вторая симфония Сибелиуса

Концертный зал

27.11.2020 / пт. / 19.00


Скрипичный концерт и Вторая симфония Сибелиуса

1-й концерт абонемента «Юбилейные даты». Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга. Дирижер – Александр Чернушенко
0+

27 ноября. К 155-летию Яна Сибелиуса

1-й концерт Четвертого абонемента «Юбилейные даты»

Ян Сибелиус. К 155-летию со дня рождения
Концерт для скрипки с оркестром ре минор,
соч. 47
Солист – Гайк КАЗАЗЯН
Симфония № 2 ре мажор,
соч. 43

Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
Дирижер – Александр ЧЕРНУШЕНКО

155-летию со дня рождения великого финского композитора Яна Сибелиуса посвящен первый концерт абонемента «Юбилейные даты». 27 ноября в исполнении Симфонического оркестра Капеллы Санкт-Петербурга под управлением Александра Чернушенко прозвучат Вторая симфония и Скрипичный концерт – лучшие произведения композитора, чьё имя стало символом Финляндии и её самобытной культуры. Концерт для скрипки с оркестром ре минор Сибелиуса исполнит Гайк Казазян, один из ведущих исполнителей своего поколения.

Концертная программа 27 ноября включает произведения начала XX века – в это время Сибелиус в зените вдохновения и славы. Сдержанным северным колоритом с эпизодами страстной лирики примечателен Концерт для скрипки с оркестром. Композитор не случайно интересовался этнографией – интонации и ритмы финской народной музыки придают сочинению удивительный колорит. Солисту предоставляется возможность продемонстрировать беспредельную творческую фантазию композитора, питавшего к скрипке особую любовь. А оркестру и дирижёру в масштабном полотне Второй симфонии предстоит создать ту «мозаику Всевышнего», которую видел в своём творении автор. Пасторальная лирика первой части, напряжённый драматический диалог второй, бурная причуда скерцо и величавое торжество финала – таковы слагаемые этой монументальной картины.

Почти вековой творческий путь Сибелиуса начался в эпоху вагнеровского романтизма, а завершился в атмосфере авангардных поисков XX века. Созданный им звуковой мир впечатляет не только органичной целостностью, философским величием, но и стихийным вдохновением. Ян Сибелиус не имел солидной музыкантской родословной, но вырос в крупного музыканта благодаря своей необычайной интуиции и потрясающей тяге в самообразованию. С детства захваченный музыкой, он лишь в 14 лет начал серьёзные профессиональные занятия на скрипке, помышляя в последующее десятилетие лишь о карьере скрипача-виртуоза. Его честолюбивым планам инструменталиста не суждено было сбыться, а вот сочинительство, выйдя на первый план, принесло Сибелиусу заслуженные лавры.

Путь к Парнасу шёл через Хельсинки, Берлин, Вену – Сибелиус не только овладел тайнами мастерства, но и пережил мучительные сомнения и кризисы, искушение «вагнерианством», увлечение ранним экспрессионизмом и неоклассикой. Но ему удалось сохранить в себе национально-почвенную основу, обрести в природе Финляндии, истории и культуре своего народа те сюжеты, темы и образы, которые придали его музыке неповторимый облик. Основными жанрами стали для композитора симфония и симфоническая поэма, весьма интересны его театральные опусы, камерно-инструментальные и камерно-вокальные сочинения, фортепианные миниатюры.

* * *

Гайк Казазян — лауреат многих международных конкурсов, в том числе имени Г. Венявского в Познани (Польша, 2001), П. И. Чайковского в Москве (дважды в 2002 и 2015 гг.), Sion-Valais (Швейцария, 2004, Первая премия), имени М. Лонг и Ж. Тибо в Париже (Франция, 2005), в Тонгёнге (Южная Корея, 2007, Первая премия), имени Дж. Энеску в Бухаресте (Румыния, 2011, Первая премия). Музыкант выступает в известных залах мира: Карнеги-холле в Нью-Йорке, Большом, Малом и Рахманиновском залах Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Камерном зале Московского международного Дома музыки, ГЦКЗ «Россия», Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, Виктория-холле в Женеве, Барбикан-холле и Уигмор-холле в Лондоне, Ашер-холле в Эдинбурге, Королевском концертном зале в Глазго, Театре «Шатле» и Зале «Гаво» в Париже. Играл в Георгиевском зале Московского Кремля перед президентами Б. Н. Ельциным и Ж. Шираком (1997).

Гайк Казазян сотрудничал со многими известными дирижерами, среди которых Владимир Ашкенази, Алан Бурибаев, Эдуард Грач, Владимир Зива, Павел Коган, Александр Лазарев, Александр Либрих, Эндрю Литтон, Константин Орбелян, Александр Поляничко и Жак ван Стин. С 2008 г. музыкант преподает в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского на кафедре скрипки под руководством профессора Э. Д. Грача.