Скрипичные шедевры. Николай Андреев и Евгений Зарецкий

Камерный зал

13.02.2020 / чт. / 19.30Сезон 2019-2020


Скрипичные шедевры. Николай Андреев и Евгений Зарецкий

Концерт, посвященный 140-летию со дня рождения австрийского скрипача и композитора Фрица Крейслера
0+

13 февраля. Скрипка и фортепиано

К 140-летию со дня рождения Фрица Крейслера

Николай АНДРЕЕВ (скрипка)
Евгений ЗАРЕЦКИЙ (фортепиано)

Австриец Фриц Крейслер на рубеже XIX—XX веков был одним из самых известных композиторов и скрипачей мира, и даже в наше время его считают одним из лучших исполнителей скрипичного жанра. Создатель абсолютно нового стиля в игре и композиции, до конца своей жизни он пользовался непререкаемым авторитетом. В 1930-е годы Рахманинов называл Крейслера «лучшим скрипачом современности». В двух основных направлениях своей деятельности — исполнительстве и композиции — он прославился прежде всего как мастер миниатюры.

В 1905 году Крейслер начал публиковать свои сочинения, решившись на мистификацию. Он выпустил несколько пьес под названием «Классические манускрипты», выдавая их за якобы найденные им рукописи французских и итальянских композиторов эпохи барокко. Лишь спустя 20 лет Крейслер признался, что все эти сочинения на самом деле принадлежали ему самому. Причину обмана он объяснил довольно просто: во-первых, он считал нетактичным постоянно повторять свое имя в программках, а во-вторых, просто не хотел выслушивать от музыкальных критиков все, что они думают о нем как композиторе. Действительно, его «Классические манускрипты» и исполнители, и публика, и критики оценили как очень тонкие обработки старинных произведений, а написанные и изданные в то же время под собственным именем Венские вальсы (Радость любви, Муки любви, Прекрасный розмарин), Венский каприс, Китайский тамбурин и прочие пьесы клеймили за дурной вкус. Для своих «Манускриптов» Крейслер сознательно выбирал имена абсолютно неизвестных композиторов и таким своеобразным способом содействовал их дальнейшей популяризации. Среди композиторов, которых мы знаем благодаря этой мистификации, — Гаэтано Пуньяни, Луи Куперен, Карл Диттерсдорф и даже, что сложно сейчас представить, сам Антонио Вивальди, ведь после своей смерти он был забыт на целых полтора столетия.

В концерте, посвященном 145-летию со дня рождения композитора, в исполнении лауреатов международных конкурсов — скрипача Николая Андреева и пианиста Евгения Зарецкого — прозвучат сочинения Фрица Крейслера, ставшие скрипичной классикой: Цыганское каприччио, Радость любви, Муки любви, Прекрасный розмарин, Венский каприс, Китайский тамбурин.