Открытие фестиваля «На страже мира». Прокофьев, Шостакович, Тищенко

Концертный зал

17.11.2019 / вс. / 19.00Сезон 2019-2020


Открытие фестиваля «На страже мира». Прокофьев, Шостакович, Тищенко

Фестиваль «На страже мира» – проект легендарного дирижера, народного артиста СССР Владимира Федосеева. Фестиваль позволит услышать редкие произведения ленинградских и петербургских композиторов в исполнении одного из лучших оркестров страны – Большого симфонического оркестра им. Чайковского.
При участии Концертного хора Санкт-Петербурга и Хора мальчиков Хорового училища им. Глинки. Дирижер – Антон Лубченко
0+

17 ноября. Фестиваль «На страже мира»

Открытие фестиваля
Прокофьев. Шостакович. Тищенко

ШОСТАКОВИЧ
Три фрагмента из музыки к фильму «Падение Берлина», соч. 82 (1949)
Авторская оркестровая версия, первое исполнение в России
ТИЩЕНКО
Симфония «Хроника блокады» (1984)
ПРОКОФЬЕВ
«На страже мира», оратория для солиста, чтеца, смешанного хора, хора мальчиков и симфонического оркестра на слова Самуила Маршака, соч. 124 (1950)
Первая восстановленная авторская редакция, первое исполнение

Большой симфонический оркестр им. П. И. Чайковского
Художественный руководитель — Владимир ФЕДОСЕЕВ
Концертный хор Санкт-Петербурга
Хор мальчиков Хорового училища им. М. И. Глинки
Художественный руководитель — Владимир БЕГЛЕЦОВ

Солист – Андрей КОРОБЕЙНИКОВ (фортепиано)
Дирижер – Антон ЛУБЧЕНКО

Фильм Михаила Чиаурели «Падение Берлина», вошедший в тройку лидеров советского проката 1950 года, – первая советская киноэпопея о Великой Отечественной войне. На создание ленты были брошены все лучшие силы кинематографа того времени, часть съёмок проходила в самом Берлине. Музыка к картине принесла Дмитрию Шостаковичу Сталинскую премию.

Ключевым музыкальным эпизодом является часть «Штурм Зееловских высот». Изначально она была написана автором как пьеса для солирующего фортепиано с оркестром и именно в таком виде звучит в фильме. Позднее Шостакович переоркестровал этот номер для оркестра без солиста. Партитура оригинального замысла издана не была, а рукопись считалась утраченной. Чудом ее удалось отыскать в архивах, бережно восстановить и сделать оркестровые голоса.
В своем оригинальном виде эта масштабная симфоническая фреска впервые прозвучит в России именно в рамках фестиваля «На страже мира». В качестве солиста для премьеры приглашен известный петербургский пианист Андрей Коробейников, в чьем репертуаре музыка Шостаковича занимает особое место.

Название симфонии «Хроника блокады» одного из классиков отечественной музыки второй половины XX века (Хроника) во многом определяет и ее композиционный замысел – в ней нет деления на части. Перед слушателем проносятся картины блокадных лет, с пронзительной ясностью воскрешая в памяти трагические сцены.
Борис Тищенко, один из самых ярких и любимых учеников Дмитрия Шостаковича, не обошел стороной традиции великого учителя, и, очевидно, не ставил такой задачи. Однако «Хроника блокады» – именно продолжение, а не копирование традиций Шостаковича. Это взгляд на блокаду человека уже следующего поколения.

О замысле сочинения, посвященного теме мира, которую Прокофьев считал важной, композитор впервые стал упоминать осенью 1949 г. В это время из-за болезни он решительно изменил свой режим, чтобы полностью сосредоточиться на быстрейшем осуществлении задуманного. «Исполнением мечты» назвал Прокофьев в одном из писем жене, направленных из больницы зимой 1950 года, возможность приступить к работе над ораторией. Тексты для этого произведения специально создал Самуил Маршак.
За ораторию «На страже мира» и сюиту «Зимний костёр» Прокофьеву была присуждена Государственная премия. Сегодня оба произведения относятся к числу самых редко исполняемых партитур композитора, хотя они являются не только жемчужинами ясного и прозрачного русского композиторского письма, но и духовным завещанием Прокофьева последующим поколениям: «Нам не нужна война!». И сегодня это завещание звучит как нельзя более актуально.