Симфонический оркестр Капеллы

Концертный зал

06.06.2019 / чт. / 19.00Сезон 2018-2019


Симфонический оркестр Капеллы

Программа из произведений Римского-Корсакова, Чайковского, Гиллиленда и Шора. При участии Юлиана Милкиса. Дирижер – Александр Чернушенко
0+

6 июня. Симфонический оркестр Капеллы

РИМСКИЙ-КОРСАКОВ
«Испанское каприччио», симфоническая сюита, соч. 34
ЧАЙКОВСКИЙ
«Франческа да Римини», симфоническая поэма, соч. 32
ГИЛЛИЛЕНД
Концерт для кларнета с оркестром
Солист – Юлиан МИЛКИС
ШОР
«Морские пейзажи» для скрипки с оркестром
Солистка – Евгения НОРКИНА

Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
Дирижер – Александр ЧЕРНУШЕНКО

Один из самых ярких концертов сезона пройдет в Капелле 6 июня. Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга под управлением Александра Чернушенко исполнит шедевры русской классики, джаз и современную музыку. В этот вечер в Капелле прозвучат: блистательное и необычайно колоритное «Испанское каприччио» Римского-Корсакова, одно из самых гениальных и наиболее драматичных сочинений Чайковского «Франческа да Римини», зажигательный джазовый концерт Dreaming of the Masters I Гиллилэнда в исполнении ученика Бенни Гудмена, кларнетиста Юлиана Милкиса, а также цикл «Морские пейзажи» композитора Алексея Шора. Солистка – лауреат международных конкурсов Евгения Норкина.

Созданное почти одновременно с «Шехеразадой» «Испанское каприччио» первоначально было задумано как скрипичная фантазия на испанские народные темы, главным образом танцевальные. Римский-Корсаков сделал даже наброски фантазии, но предпочел переработать ее в оркестровую пьесу. Для всех пяти частей композитор выбрал простые мелодии. Они обогащаются неисчерпаемо разнообразными оркестровыми красками. Римский-Корсаков не только использовал мелодии испанских народных танцев, но сохранил и характер сопровождения с его четкой ритмикой и простыми гармониями.

«Испанское каприччио» – поэтическая музыкальная повесть об испанском народном быте, о ярких красках южной природы. Испанские темы стали щедрым материалом для создания богатых оркестровых эффектов. Об общем характере «Испанского каприччио» очень хорошо сказал сам Римский-Корсаков: «Сложившееся у критиков и публики мнение, что каприччио есть превосходно оркестрованная пьеса, – неверно. Каприччио – это блестящее сочинение для оркестра. Смена тембров, удачный выбор мелодических рисунков и фигурационных узоров, соответствующий каждому роду инструментов, небольшие виртуозные каденции для инструментов solo, ритм ударных и проч. составляют здесь самую суть сочинения, а не его наряд, то есть оркестровку».

«Испанское каприччио» впервые прозвучало в Петербурге 31 октября (12 ноября) 1887 года под управлением автора. По свидетельству современников, оно было исполнено настолько ярко и увлекательно, что более убедительного прочтения не смог осуществить впоследствии даже великий дирижер Артур Никиш.

На репетиции присутствовал сам Чайковский, назвавший каприччио величайшим шедевром. После концерта он преподнес Римскому-Корсакову венок, на ленте которого было написано: «Величайшему мастеру инструментовки – от искреннего его почитателя». Тогда же он выразил шутливое пожелание участвовать в одном из последующих исполнений, играя на кастаньетах.

* * *

Симфоническая поэма «Франческа да Римини» была написана под влиянием оперного либретто Константина Званцова «Франческа» по «Божественной комедии» Данте Алигьери. Сюжетом первой части поэмы Данте – «Ад» – является путешествие автора в преисподнюю. Чайковский увлекся не столько самим либретто (от идеи оперы на этот сюжет он отказался), сколько трогательной историей двух несчастных влюбленных. Сильнейшее впечатление произвели на Чайковского не только перечитанные им стихи Данте, но и иллюстрации Гюстава Доре к «Божественной комедии».

Работа над произведением была закончена 5 ноября 1876 года. Литературная программа, помещенная Чайковским в автографе партитуры, довольно подробно излагает содержание трагической истории любви Франчески и Паоло. Композитор, не отказываясь от изобразительных приемов (адские вихри, стенания грешников), на первый план выдвигает противопоставление мрачного колорита ада светлому чувству любви. В центральном разделе под условным названием «Рассказ Франчески» преобладают светлые тембры, легкие и прозрачные звучания. Соло кларнета – рассказ Франчески – имеет удивительно гибкое строение, а его певучесть сродни русской песенности, что охотно признавал сам композитор.

«Франческу да Римини» Чайковский посвятил своему ученику и другу Сергею Танееву. Впервые она прозвучала в Москве под управлением Николая Рубинштейна 25 февраля 1877 года, а затем в Петербурге 11 марта 1878 года под управлением Эдуарда Направника. Успех был огромен – особенно в Петербурге. Поэму называли величайшим произведением своего времени. Во время присуждения почетной степени доктора Кембриджского университета в 1893 году Чайковский сам выбрал для исполнения именно «Франческу». Камиль Сен-Санс в своей рецензии отметил, что с точки зрения чисто музыкальной «Франческа да Римини» Чайковского выше «Данте-симфонии» Листа.

* * *

Аллан Гиллилэнд – один из самых известных композиторов Канады и Северной Америки. Джазовые концерты Гиллилэнда, объединенные общим названием Dreaming of the Masters, это своеобразная трилогия, написанная для музыкантов-солистов, одинаково комфортно чувствующих себя как в классической, так и джазовой музыке.

Джазовый концерт Dreaming of the Masters I написан Гиллилэндом в 2003 году для кларнетиста Эдмонтонского симфонического оркестра Джеймса Кэмпбелла. Концерт начинается с одной из самых известных тем в истории джаза. Первая часть вдохновлена Бенни Гудменом. Ее звучание очень похоже на Sing, Sing, Sing – один из хитов Бенни. Медленная вторая часть вдохновлена великими кларнетистами 20–30-х годов. Третья часть написана под влиянием Бадди Де Франко, замечательного кларнетиста эпохи бибоп. Здесь мы слышим отзвуки легендарного хита Джорджа Гершвина I Got Rhythm и других известных джазовых мелодий. В этом концерте солисту дается возможность импровизировать и продемонстрировать слушателям свою виртуозную технику.

* * *

Алексей Шор – американо-мальтийский композитор, композитор-резидент Мальтийской филармонической академии. Родился в 1970 году в Киеве. В 1991 году вместе с родителями эмигрировал в Израиль, затем переехал в США, где получил докторскую степень по математике. Шор успешно совмещает профессии математика и композитора. Его произведения исполняются многими оркестрами мира и звучат на престижных музыкальных форумах.

Сочинения Алексея Шора звучат на церемонии вручения самой престижной премии в мире классической музыки «Граммофон», записываются такими известными студиями, как Warner Classics, Decca и Sony. Его музыку играют Мальтийский филармонический оркестр, Лондонский филармонический оркестр, Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга, оркестр Гамбургской оперы, Филармонический оркестр Джордже Энеску и др.