«Царь Иудейский» Глазунова, Рапсодия на тему Паганини Рахманинова

Концертный зал

30.04.2019 / вт. / 19.00Сезон 2018-2019


«Царь Иудейский» Глазунова, Рапсодия на тему Паганини Рахманинова

Солисты, Хор и Симфонический оркестр Капеллы под управлением Александра Чернушенко
0+

30 апреля. «Царь Иудейский»

3-й концерт Пятого абонемента «Музыка и слово» 

РАХМАНИНОВ
Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром ля минор, соч. 43
Солист – Илья ЧИРСКОВ

ГЛАЗУНОВ
Музыка к драме К. Р. «Царь Иудейский»

Хор и Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
Дирижер – Александр ЧЕРНУШЕНКО

Прохладный прием своего Четвертого фортепианного концерта Рахманинов восполнил потрясающе успешной Рапсодией для фортепиано с оркестром на тему скрипичной пьесы Никколо Паганини. Поселившись в Швейцарии в 1931 году, Рахманинов обратился за вдохновением к музыке других композиторов. Он написал вариации для сольного фортепиано на тему знаменитого скрипача Арканджело Корелли. Композитор был воодушевлен успехом этой работы и приступил к работе над еще одним сочинением, на сей раз для фортепиано с оркестром. Выбор был далеко не случайным. В то время Рахманинов имел славу величайшего музыкального виртуоза. По этой причине, возможно, он чувствовал свою близость к Никколо Паганини. Ведь Паганини был не только самым блестящим исполнителем своей эпохи, но и таким же изгнанником, как Рахманинов.

Последний из двадцати четырех скрипичных каприсов Никколо Паганини был чрезвычайно популярен, многих композиторов он вдохновил на написание вариаций или использование в качестве музыкальных цитат. Эту простую 16-тактовую тему использовали Лист, Брамс и даже Эндрю Ллойд Уэббер. Однако вариации Рахманинова – самые популярные. А восемнадцатая вариация стала даже более известной, чем каприс Паганини, на котором она основана.

В Рапсодии любопытны детали взаимоотношения творчества Рахманинова с творчеством Джорджа Гершвина. В 1927 году состоялась премьера его знаменитой «Рапсодии в стиле блюз». Рахманинов присутствовал на премьере, известно его одобрение Рапсодии и заинтересованность поисками Гершвина в области синтеза джаза с академической музыкой.

Рапсодия на тему Паганини была создана летом 1934 года, всего за полтора месяца. Премьера состоялась в Lyric Opera House в Балтиморе 7 ноября 1934 года, партию фортепиано исполнил автор в сопровождении Филадельфийского оркестра под управлением Леопольда Стоковского. Премьерное исполнение было записано. Среди других знаменитых исполнителей, записавших Рапсодию, – Артур Рубинштейн, Владимир Ашкенази, Ван Клиберн, Леон Флейшер, Уильям Капелл.

* * *

В конце 1911 года известный всей России поэт, работавший под псевдонимом К.Р., писал: «Года два назад я наконец решился приступить к 1-му действию «Царя Иудейского»… Действие пьесы с участием Иисуса, Понтия Пилата и его жены Прокулы происходит в последние дни земной жизни Христа, все как в Священном Писании: торжественный въезд в Иерусалим; толпа, требующая казни Мессии; крестный путь…». Однако в июле 1912 года Святейший Синод запретил постановку пьесы на театральной сцене. Решение Синода поразило многих.

Все знали, что под псевдонимом К.Р. публикуется двоюродный дядя императора, великий князь Константин Константинович Романов (1858–1915) – талантливый поэт, писатель, драматург, переводчик, литературный критик, музыкант, общественный деятель, военачальник. Поэзия Константина Константиновича была очень популярна, его мелодичные строфы легко превращались в романсы. Музыку к ним писали Чайковский, Рахманинов, Глазунов, Глиэр.

По счастью, синодальный запрет распространялся только на постановку «Царя Иудейского», саму же пьесу напечатали, и она стала самым значительным произведением в творчестве К.Р. Пьеса стала предметом активного обсуждения и получила множество откликов – от сдержанно-недоумевающих до восторженных. На волне успеха поэт обратился к Николаю II с просьбой разрешить хотя бы любительскую постановку пьесы.

Премьера была назначена на 11 января 1914 года в Эрмитажном театре. Музыку Глазунова готовились исполнять два оркестра: Придворный и лейб-гвардии Измайловского полка. Зрители были взволнованы и потрясены. До большой постановки «Царя Иудейского» К.Р. не дожил совсем немного.

В 1917 году пьеса с огромным успехом была поставлена в Театре Незлобина. Пьесу ставили и в Москве, и в Киеве.

В 1918 году вышел кинофильм с одноименным названием. Правда, он немедленно был снят с экрана по решению Наркомпроса – «как грубейшая макулатура». Вслед за фильмом запретили театральную постановку и саму пьесу «Царь Иудейский». Спустя совсем немного времени лег запрет и на все наследие К.Р.