Фортепианный концерт Моцарта, «Петрушка» Игоря Стравинского

Концертный зал

13.04.2019 / сб. / 19.00Сезон 2018-2019


Фортепианный концерт Моцарта, «Петрушка» Игоря Стравинского

Симфонический оркестр под управлением Ильи Дербилова. При участии Петра Лаула
0+

13 апреля. «Петрушка»

5-й концерт Первого абонемента «Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга»

МОЦАРТ
Концерт для фортепиано с оркестром № 19 фа мажор, KV 459
Солист – Пётр ЛАУЛ
СТРАВИНСКИЙ
«Петрушка», музыка балета

Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
Дирижер – Илья ДЕРБИЛОВ

Балет «Петрушка» принес Стравинскому мировую славу. Идея балетного спектакля родилась достаточно случайно. «Мне захотелось развлечься сочинением оркестровой вещи, где рояль играл бы преобладающую роль» – вспоминал Стравинский. «Когда я сочинял эту музыку, перед глазами у меня был образ игрушечного плясуна, внезапно сорвавшегося с цепи, который своими каскадами дьявольских арпеджио выводит из терпения оркестр, в свою очередь отвечающий ему угрожающими фанфарами».

Премьера состоялась 13 июня 1911 года в Париже, в программе «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Партию главного героя гениально исполнил Вацлав Нижинский. Во время премьеры никто не мог и предположить, что кукла Петрушка со своими нелепыми позами и грустным лицом станет символом русского балета. В 1946 году Стравинский сделал новую редакцию партитуры «Петрушки», которая и ныне нередко звучит на концертной эстраде.

* * *

Фортепианный концерт Моцарта фа мажор очень любят и пианисты, и меломаны. Он очень мелодичен и объединяет солиста и оркестр в почти камерном звучании. Концерт № 19 был создан в 1784 году. Он относится к числу произведений, которые Моцарт писал для себя или небольшого круга любителей и знатоков.

1784-й стал своего рода «фортепианным годом» для Моцарта, в этот год он сочинил шесть концертов для фортепиано с оркестром. В это время Моцарт как пианист был в зените славы, а критики вовсю соревновались в восторженных эпитетах. Вот типичный отзыв: «Его фортепианный концерт, как это было великолепно! И его импровизации, какое множество идей! Какое разнообразие! Поток его эмоций буквально уносит слушателей!».

Концерт № 19, так же как и концерт № 26, принято называть «Коронационным», поскольку Моцарт исполнил его по случаю коронации императора Леопольда II во Франкфурте-на-Майне в октябре 1790 года.