Второй фортепианный концерт Сен-Санса, Stabat Mater Россини

Концертный зал

07.03.2019 / чт. / 19.00Сезон 2018-2019


Второй фортепианный концерт Сен-Санса, Stabat Mater Россини

Солисты, Хор и Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга под управлением Александра Чернушенко. При участии солиста Большого театра Петра Мигунова
0+

7 марта. Stabat Mater Россини

СЕН-САНС
Концерт № 2 для фортепиано с оркестром соль минор, соч. 22
Солистка – Анна ХОРОШАВИНА
РОССИНИ
Stabat Mater для солистов, хора и оркестра
Солисты:
Екатерина ЗАВАЦКАЯ (сопрано), Людмила СИДЕНКО (меццо-сопрано), Олег ТРОФИМОВ (тенор), Петр МИГУНОВ (бас)

Хор и Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
Дирижер – Александр ЧЕРНУШЕНКО

7 марта ценители музыки будут иметь возможность услышать одну из жемчужин мировой музыкальной культуры – духовное песнопение Джоаккино Россини Stabat Mater. В концерте также прозвучит Второй фортепианный концерт Камиля Сен-Санса, одно из самых популярных сочинений французского композитора. За дирижерским пультом – народный артист СССР Владислав Чернушенко.

Второй фортепианный концерт был написан Сен-Сансом в 1868 году. Антон Рубинштейн предложил композитору организовать концерт в Париже, на котором он сам мог бы выступить как дирижер, а Сен-Санс – как солирующий пианист. Обстоятельства сложились так, что зал Плейель можно было арендовать через три недели, и ни днем позже. И композитор завершил работу за невероятно короткий срок – всего за 17 дней! 13 мая концерт был исполнен. Он очень понравился и публике, и пианистам – настолько, что сохраняет чрезвычайную популярность и в наши дни.

Чайковский писал об этом концерте: «Сочинение это чрезвычайно красиво, свежо, изящно и богато прелестными деталями. В нем отражается и замечательно близкое знакомство с классическими образцами, от которых автор заимствовал необыкновенное искусство в уравновешенности, законченности формы, и вместе весьма самобытная творческая индивидуальность. Все симпатические черты его национальности: искренность, горячность, теплая сердечность, ум дают себя чувствовать... на каждом шагу».

* * *

Stabat Mater – одна из вершин творчества Россини. Это духовное песнопение, рассказывающее о страданиях Богоматери у креста распятого Сына и традиционно исполняющееся в Страстную пятницу. Но композитор настолько сблизил это песнопение с оперой, что немецкие критики, например, утверждали, что оно слишком «земное» и совсем не «духовное». Произведение было написано по заказу архидьякона Мадрида Мануэля Фернандеса Варелы. Но Россини поставил условие: произведение останется неизданным, а исполняться будет лишь по заказу архидьякона. Премьера Stabat Mater состоялась в Париже в январе 1842 года.

Пресса восторженно приветствовала новый шедевр. Парижские критики писали: «Выражение «блистательная музыка» невольно приходило на уста каждому слушателю»; «С тех пор как была исполнена в Париже оратория Гайдна «Сотворение мира», я не помню, чтобы мне довелось присутствовать на более торжественном, более впечатляющем и более прекрасном концерте...»

Генрих Гейне писал: «Stabat Mater Россини – самое необыкновенное событие минувшего сезона... Ощущение бесконечного исходило от всего произведения, словно сияние голубого неба, словно величие моря. Вот в чем вечная прелесть Россини, его светлая нежность, которую никто никогда не мог, я не говорю, – нарушить, испортить, – но даже омрачить... Сердце Россини сберегло свою мелодическую прелесть, хотя ему вдоволь пришлось испить из горькой чаши житейского горя».

Алексей Львов. К 220-летию со дня рождения
Концертный зал 29.12.2018 / сб. / 19.00 Алексей Львов. К 220-летию со дня рождения Солисты, Хор и Симфонический оркестр Капеллы под управлением Владислава Чернушенко
Александр Бородин. Богатырская симфония и сцены из «Князя Игоря»
Концертный зал 02.02.2019 / сб. / 19.00 Александр Бородин. Богатырская симфония и сцены из «Князя Игоря» К 185-летию со дня рождения композитора. При участии солиста Большого театра Петра Мигунова
Модест Мусоргский. «Песни и пляски смерти», сцены из опер
Концертный зал 23.03.2019 / сб. / 19.00 Модест Мусоргский. «Песни и пляски смерти», сцены из опер Фестиваль к 180-летию со дня рождения Модеста Мусоргского. Второй концерт проекта «Один сюжет – два взгляда». При участии солиста Большого театра Петра Мигунова