«Страстная седмица» Штейнберга, «Во дни брани» Чеснокова

Концертный зал

27.03.2019 / ср. / 19.00Сезон 2018-2019


«Страстная седмица» Штейнберга, «Во дни брани» Чеснокова

Великопостный концерт. Певческая капелла под управлением Эдуарда Кротмана
0+

27 марта. Великопостный концерт

ШТЕЙНБЕРГ
«Страстная седмица» для хора a cappella (по старинным русским распевам), соч. 13
«Аллилуйя»
«Се жених грядёт»
«Чертог Твой»
«Егда славнии ученицы»
«Странствия Владычня»
«Вечери Твоея тайныя»
«Благообразный Иосиф»
«Разбойника благоразумнаго»
«Не рыдай Мене, Мати»
«Воскресни, Боже»
«Да молчит всякая плоть»

ЧЕСНОКОВ
«Во дни брани», цикл для смешанного a cappella, соч. 45
«На одре болезни...»
«О, пресладкий и всещедрый Иисусе...»
«Тебе, необоримую стену...»
«Скоро предвари»
«Мати Божия»
«Тя Едину»

Певческая капелла Санкт-Петербурга
Дирижер – Эдуард КРОТМАН

27 марта в исполнении Певческой капеллы Санкт-Петербурга прозвучит уникальное произведение – «Страстная седмица» Максимилиана Штейнберга. Петербургский композитор – ученик и зять Римского-Корсакова – написал это произведение в 1921-1926 годах, долгие десятилетия оно не исполнялось, не издавалось и было недоступно для широкой аудитории. Также хор Капеллы исполнит одно из самых известных произведений русской духовной музыки – «Во дни брани» Павла Чеснокова.

Максимилиан Осеевич Штейнберг вошел в историю музыки как учитель Дмитрия Шостаковича. Он был преподавателем, а впоследствии и проректором Ленинградской консерватории. «Страстная седмица» – одно из духовных сочинений тех лет, написанных с трагическим осознанием, что оно никогда не будет исполнено и издано. Переживая минуты отчаяния, музыкант с горечью писал в дневнике: «Значит, нет надежды услышать «Страстную седмицу»... Новых ценностей не создано, а старые – унижены». Именно поэтому сочинение пронизано страстным стремлением сохранить вечные общечеловеческие ценности, найти Истину, Гармонию и Красоту.

Цикл «Страстная седмица» почти целиком построен на древнерусских распевах, а по технике хорового письма является прямым продолжением так называемого «нового направления», которое в начале ХХ века прославило русское хоровое искусство шедеврами Рахманинова, Гречанинова, Кастальского, Чеснокова и других авторов. Это сочинение для большого смешанного хора a cappella, в основу которого легли обработки песнопений богослужения на Страстной неделе Великого поста. «Страстная седмица» Штейнберга – яркий пример того, в каком направлении могла бы развиваться православная музыка Серебряного века, если бы на нее не было запретов со стороны большевистской власти.

Советская власть воспрепятствовала исполнению «Страстной седмицы» Штейнберга, и поэтому в 1957 году его ученик Дмитрий Шостакович тайно вывез рукопись в США. Там он нашел возможность передать партитуру Игорю Букетову – дирижеру, композитору и музыковеду. Однако при жизни Букетова произведение так и не прозвучало. И только после его смерти в 2001 году, благодаря наследнице дирижера Барбаре Мук и американскому хору Clarion, «Страстная седмица» наконец нашла свой путь к слушателям. Сначала она прозвучала в США, а затем, в 2016 году, и в России.

* * *

Павел Чесноков – разносторонний композитор и хоровой дирижер, глубоко национальный и самобытный. В работе с хором он представал как великолепный знаток хорового пения, образованный музыкант и талантливый дирижер. Его исполнение всегда отличалось благородством и безукоризненным вкусом. Чесноков был исключительным мастером в области руководства хоровым пением a cappella. В 1900-х годах он получил большую известность как регент и автор духовной музыки. В 1903 году Чесноков стал регентом хора при храме Троицы Живоначальной на Грязех на Покровке. Хор этот вскоре приобрел славу одного из лучших в Москве.

Произведения Чеснокова входили в репертуар Синодального хора и других крупных хоров. Всего им создано около пятисот хоровых пьес – духовных сочинений и переложений традиционных распевов (среди них по несколько полных циклов литургии и всенощного бдения, панихида, циклы «Ко Пресвятой Богородице», «Во дни брани», «Ко Господу Богу»), обработок народных песен, хоров на стихи русских поэтов. Для Чеснокова типичны, с одной стороны, великолепное владение хоровым письмом, отличное знание разных видов традиционного пения, а с другой - тяготение к большой эмоциональной открытости, вплоть до прямого сближения с песенной или романсовой лирикой.

Деятельность мастера после революции 1917 года была наполнена мучительными попытками найти себе место в новой, резко изменившейся жизни. Сочинение духовной музыки Чесноков прекратил в 1928 году по требованию руководства Московской консерватории, где он преподавал. Последние годы жизни композитора были наполнены нуждой и лишениями. Во время Великой Отечественной войны Чесноков не поехал в эвакуацию вместе с большой группой профессоров консерватории, лишился хлебных карточек и умер от голода в Москве 14 марта 1944 года.

В некрологе композитору, помещенном в «Журнале Московской патриархии», было сказано: «Не стремясь ни к каким внешним эффектам, Чесноков окрылял слова молитвенных прошений и славословий простейшими мелодиями, звучащими из глубины чистой и совершенной гармонии. Этот замечательный композитор осмыслил церковную музыку как молитвенные крылья, на которых наша душа легко возносится к престолу Всевышнего».