Второй фортепианный концерт и оратория «Иван Грозный» Прокофьева

Концертный зал

23.02.2019 / сб. / 19.00Сезон 2018-2019


Второй фортепианный концерт и оратория «Иван Грозный» Прокофьева

Музыка кинофильма Сергея Эйзенштейна в сопровождении видеоряда. Чтец и солист – Юрий Лаптев. Концерт сопровождается видеорядом
0+

23 февраля. «Иван Грозный»

2-й концерт Пятого абонемента «Музыка и слово» 

ПРОКОФЬЕВ
Концерт для фортепиано с оркестром № 2 соль минор, соч. 16
Солист – Илья ЧИРСКОВ
«Иван Грозный», оратория по одноимённому кинофильму С. Эйзенштейна для меццо-сопрано, баса и оркестра (редакция А. Стасевича)
Солистка – Дарья ЛЕЙБОВА (меццо-сопрано)
Чтец и солист – Юрий ЛАПТЕВ

Хор и Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
Дирижер – Александр ЧЕРНУШЕНКО

23 февраля Хор и Симфонический оркестр Капеллы исполнят ораторию Сергея Прокофьева «Иван Грозный». В сопровождении фрагментов из легендарного фильма Сергея Эйзенштейна она неизменно вызывает восторг у публики. Также в этот вечер прозвучит Второй фортепианный концерт.

Второй фортепианный концерт Прокофьева – музыка огромной эмоциональной силы, предельной лирической свободы. Концерт по своей форме с трудом умещается в рамки классического жанра XVIII–XIX веков. Партия фортепиано поражает оригинальностью стиля и значительными трудностями. Работа над сочинением была начата в конце 1912 года. Второй концерт резко отличается от Первого: в Первом господствовала юношеская бравада, во Втором – бурные драматические порывы; в Первом фортепиано выступает в качестве равноправного соперника оркестра, во Втором – главенствует солист. Некоторые стилистические резкости заставили насторожиться даже искренних доброжелателей композитора. 

Судьба Второго концерта сложилась необычно: партитура его была утеряна в годы Гражданской войны. Прокофьеву пришлось в 1923 году заново оркестровать все произведение по сохранившемуся клавиру. Капитальной переработке подверглась и фортепианная партия. Сегодняшнее восприятие Второго концерта никого уже не шокирует: красота и мощь романтического порыва еще явственнее выступают на первый план. Экспрессивность и тревожный дух Второго концерта были во многих отношениях примечательны. Со временем в творчестве Прокофьева все яснее слышались отзвуки предвоенной эпохи. Именно в канун Первой мировой войны в русском искусстве усилились настроения пессимизма, отчаяния. Весной 1913 года покончил жизнь самоубийством ближайший друг Прокофьева Макс Шмидтгоф. Его памяти и был посвящен Второй фортепианный концерт.

«Иван Грозный» – одна из вершин творчества Сергея Прокофьева и его последняя совместная работа с выдающимся режиссером Сергеем Эйзенштейном. Съемки фильма начались в 1942 году, в сложных условиях эвакуации. Партитура рождалась на волне огромного патриотического подъема, которым была охвачена вся страна.

Первая серия «Ивана Грозного» была удостоена Сталинской премии (1946), судьба второй серии была другой – ее выход запретили. Музыка Прокофьева к этому фильму вышла далеко за пределы чисто «прикладной». Композитор неоднократно использовал ее как материал для создания самостоятельных концертных произведений.

Оратория «Иван Грозный» – это произведение для чтеца, хора и оркестра, однако сам композитор такого сочинения не создавал. Прокофьев оставил нам именно киномузыку – набор фрагментов, которые не объединены в одно целое. Только в 1961 году, уже после смерти Прокофьева, Абрам Стасевич создал ораторию «Иван Грозный», дополнив произведение партией чтеца. Первое исполнение было приурочено к 70-летию со дня рождения Прокофьева.

Чайковский и Глазунов
Концертный зал 02.11.2018 / пт. / 19.00 Чайковский и Глазунов Первый фортепианный концерт Чайковского и пасхальная драма «Царь Иудейский» Глазунова. Хор и Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга. Концерт фестиваля «Невские хоровые ассамблеи»
Культурный мост Санкт-Петербург – Айзенштадт
Концертный зал 16.11.2018 / пт. / 19.00 Культурный мост Санкт-Петербург – Айзенштадт В рамках Российско-австрийского года музыки. Программа VII Международного культурного форума. При участии интенданта гайдновского фестиваля в Айзенштадте Вальтера Райхера. Симфонический оркестр Капеллы под управлением Александра Чернушенко
Скрипичный концерт и Третья симфония Бруха
Концертный зал 07.12.2018 / пт. / 19.00 Скрипичный концерт и Третья симфония Бруха При участии лауреата Международного конкурса им. Чайковского Сергея Догадина. Симфонический оркестр Капеллы под управлением Александра Чернушенко
Шостакович, Чайковский, Римский-Корсаков
Концертный зал 15.12.2018 / сб. / 19.00 Шостакович, Чайковский, Римский-Корсаков При участии народного артиста России Юрия Лаптева. Симфонический оркестр Капеллы под управлением Александра Чернушенко
Солист и дирижер – Александр Рудин
Концертный зал 22.12.2018 / сб. / 19.00 Солист и дирижер – Александр Рудин Рапсодия для виолончели Блоха и четыре симфонические легенды Сибелиуса
Новогодний концерт Симфонического оркестра Капеллы
Концертный зал 31.12.2018 / пн. / 19.00 Новогодний концерт Симфонического оркестра Капеллы Традиционный праздничный концерт оркестра Капеллы под управлением Александра Чернушенко
Скрипичный концерт и Пятая симфония Шостаковича
Концертный зал 09.02.2019 / сб. / 19.00 Скрипичный концерт и Пятая симфония Шостаковича При участии лауреата Международного конкурса им. Чайковского Сергея Догадина. Симфонический оркестр Капеллы под управлением Александра Чернушенко
Фортепианный концерт и Третья симфония Бетховена
Концертный зал 02.03.2019 / сб. / 19.00 Фортепианный концерт и Третья симфония Бетховена Аркадий Ценципер и Симфонический оркестр Капеллы под управлением Александра Чернушенко
Вольфганг Эммануэль Шмидт
Концертный зал 30.03.2019 / сб. / 19.00 Вольфганг Эммануэль Шмидт Концерт абонемента «Вокруг света с немецкими музыкантами». Профессор Высшей школы музыки в Веймаре выступит с сольной партией в виолончельном концерте Шостаковича. Симфонический оркестр Капеллы под управлением Александра Чернушенко