Оркестр Капеллы и Валентин Урюпин

Концертный зал

26.01.2019 / сб. / 19.00Сезон 2018-2019


Оркестр Капеллы и Валентин Урюпин

Программа из произведений Циммермана, Мартину и Сибелиуса. Солист – Юрий Нефедов. Дирижер – Валентин Урюпин
0+

26 января. Оркестр Капеллы

Б.А. ЦИММЕРМАН
Stille und Umkehr («Покой и возвращение»), наброски для оркестра
Б. МАРТИНУ
Концерт для гобоя с оркестром
Солист – Юрий НЕФЁДОВ
СИБЕЛИУС
Симфония № 3 до мажор, соч. 52

Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
Дирижер – Валентин УРЮПИН

Чрезвычайно разнообразную и интересную программу из сочинений Сибелиуса, Мартину и Циммермана представит 26 февраля Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга. В концерте принимает участие Юрий Нефёдов – концертмейстер группы гобоев оркестра Михайловского театра, лауреат международных конкурсов, получивший блестящее музыкальное образование во Фрайбургской Высшей школе музыки, Высшей музыкальной школе королевы Софии в Мадриде и в Берлинском университете искусств и сотрудничающий с ведущими дирижерами и коллективами Европы и России. За дирижерский пульт встанет Валентин Урюпин – один из самых разносторонних и востребованных российских музыкантов молодого поколения, победитель Международного конкурса дирижеров имени Георга Шолти во Франкфурте, лауреат Международного конкурса дирижеров имени Густава Малера в Бамберге, победитель Всероссийского конкурса дирижеров в Москве, художественный руководитель и главный дирижер Ростовского академического симфонического оркестра, дирижер Пермского театра оперы и балета.

Немецкий композитор и музыковед Бернд Алоис Циммерман (1918–1970) свободно вводил в свои сочинения джазовые ритмы, элементы легкой музыки, народные песни, цитаты из музыкальной классики, строил целые произведения по принципу коллажа. Вместе с тем сложность и трагизм его музыкального языка отталкивали послевоенных слушателей и критику. Композитор мучительно переживал столь низкую оценку своего творчества. Stille und Umkehr – последнее оркестровое сочинение Циммермана, и это настоящий шедевр постмодернизма. Власти города Нюрнберга поручили композитору написать крупномасштабную оркестровую работу в ознаменование 500-летия со дня рождения Альбрехта Дюрера. Из-за глубокой депрессии Циммерман был помещен в университетскую больницу в Кельне и завершал работу над произведением уже в больничных стенах. Вопреки первоначальному замыслу он резко сократил состав оркестра, особенно струнные, оставив окончательную оркестровку с заметно холодным звучанием. В этой мрачной работе слышится предчувствие скорой кончины композитора. 10 августа 1970 года он покончил с собой в возрасте 52 лет.

* * *

Концерт Богуслава Мартину для гобоя, единственный сольный концерт композитора для деревянных духовых инструментов, был написан по просьбе австралийского гобоиста чешского происхождения Иржи Танчибудека в 1955 году. После своей эмиграции Танчибудек много выступал в Австралии, и его часто просили исполнять как можно больше чешской музыки. Премьера концерта была приурочена к Олимпийским играм 1956 года в Мельбурне. Первое исполнение состоялось в Сиднее с Сиднейским симфоническим оркестром. Гобоисты всего мира сразу же восприняли концерт как достойное пополнение для своего репертуара. Стиль Мартину в этом сочинении легко узнаваем. Широкие задумчивые мелодии витают над проникающими ритмами, а фортепиано, чья роль в концерте очень велика, создает особый колорит. Влияние Стравинского и джазовой музыки здесь очевидно, но в финале композитор снова возвращается в Богемию – с танцем, который Танчибудек сравнил с чешской полькой.

* * *

Симфония № 3 Яна Сибелиуса была впервые исполнена в 1907 году. Сибелиус писал своему другу: «Услышав мою Третью симфонию, Римский-Корсаков покачал головой и сказал: "Вы увидите, что аудитория не сможет ни следовать за ней, ни понимать ее"». Такой комментарий обобщил большую часть критической реакции на симфонию. Публика была обескуражена этой «скромной» работой. Ее сдержанность, часто называемая «классической», была глубоко не в ладу с романтизмом и экспрессионизмом того времени. Лишь немногие критики видели в этом произведении новый этап в симфонизме Сибелиуса. «Третья симфония отвечает всем требованиям симфонического искусства в современном смысле, но в то же время она внутренне новая и революционная – полностью сибелиусовская», – писал музыкальный критик Карл Флодин.

Сибелиус в это время стремился отойти от стилистических влияний германской, французской и русской композиторских школ. Он использовал в качестве вдохновения свой родной пейзаж, мифологию и народную музыку. Именно в Третьей симфонии он добился освобождения от других доминирующих стилей.