Чайковский и Глазунов

Концертный зал

02.11.2018 / пт. / 19.00Сезон 2018-2019


Чайковский и Глазунов

Первый фортепианный концерт Чайковского и пасхальная драма «Царь Иудейский» Глазунова. Хор и Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга. Концерт фестиваля «Невские хоровые ассамблеи»
0+

2 ноября. Чайковский и Глазунов

Всероссийский фестиваль «Невские хоровые ассамблеи»
К 150-летию со дня рождения императора Николая II и 100-летию гибели царской семьи

ЧАЙКОВСКИЙ
Концерт для фортепиано с оркестром № 1
Солист – Александр КУТУЗОВ (фортепиано)
ГЛАЗУНОВ
«Царь Иудейский», музыка к драме К. Р.
Чтец – Семен СЫТНИК

Солисты, Хор и Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
Дирижер – Александр ЧЕРНУШЕНКО

Первый концерт для фортепиано с оркестром Чайковского открыл новую эпоху в русской фортепианной музыке. По словам Танеева, это сочинение действительно было первым русским концертом.

Чайковский писал концерт специально для пианиста Николая Рубинштейна. Однако тот посчитал партитуру слишком сложной, жестко раскритиковал сочинение и заявил, что оно «никуда не годится». Тогда, после такого обидного отказа, Чайковский решил посвятить произведение выдающемуся немецкому пианисту Гансу фон Бюлову, ученику Ференца Листа. Впервые фон Бюлов исполнил концерт в Бостоне 25 октября 1875 года. Спустя неделю после мировой премьеры концерт был исполнен в России Густавом Кроссом (за дирижерским пультом стоял Эдуард Направник). 3 декабря в Москве концерт сыграл Сергей Танеев. В этот раз оркестром дирижировал Николай Рубинштейн, который пересмотрел свое отношение к произведению и вскоре включил его в свой концертный репертуар.

Во время гастролей Чайковский с огромным успехом дирижировал исполнением своего шедевра. Так, в 1891 году Первый концерт звучал при открытии Карнеги-холла в Нью-Йорке, и это же сочинение вместе с Шестой симфонией звучало и на последнем выступлении композитора 16 октября 1893 года.

Первый концерт оказал огромное влияние на творчество других композиторов, а также на развитие всей фортепианной музыки. В настоящее время концерт является одним из популярнейших сочинений Чайковского во всем мире.

* * *

В конце 1911 года известный всей России поэт, работавший под псевдонимом К.Р., писал: «Года два назад я наконец решился приступить к 1-му действию «Царя Иудейского»… Действие пьесы с участием Иисуса, Понтия Пилата и его жены Прокулы происходит в последние дни земной жизни Христа, все как в Священном Писании: торжественный въезд в Иерусалим; толпа, требующая казни Мессии; крестный путь…». Однако в июле 1912 года Святейший Синод запретил постановку пьесы на театральной сцене. Решение Синода поразило многих. Все знали, что под псевдонимом К.Р. публикуется двоюродный дядя императора, великий князь Константин Константинович Романов (1858–1915) – талантливый поэт, писатель, драматург, переводчик, литературный критик, музыкант, общественный деятель, военачальник. Поэзия Константина Константиновича была очень популярна, его мелодичные строфы легко превращались в романсы. Музыку к ним писали Чайковский, Рахманинов, Глазунов, Глиэр.

По счастью, синодальный запрет распространялся только на постановку «Царя Иудейского», саму же пьесу напечатали, и она стала самым значительным произведением в творчестве К.Р. Пьеса стала предметом активного обсуждения и получила множество откликов – от сдержанно-недоумевающих до восторженных. На волне успеха поэт обратился к Николаю II с просьбой разрешить хотя бы любительскую постановку пьесы. Премьера была назначена на 11 января 1914 года в Эрмитажном театре. Музыку Глазунова готовились исполнять два оркестра: Придворный и лейб-гвардии Измайловского полка. Зрители были взволнованы и потрясены. До большой постановки «Царя Иудейского» К.Р. не дожил совсем немного. В 1917 году пьеса с огромным успехом была поставлена в Театре Незлобина. Пьесу ставили и в Москве, и в Киеве. В 1918 году вышел кинофильм с одноименным названием. Правда, он немедленно был снят с экрана по решению Наркомпроса – «как грубейшая макулатура». Вслед за фильмом запретили театральную постановку и саму пьесу «Царь Иудейский». Спустя совсем немного времени лег запрет и на все наследие К.Р.

Культурный мост Санкт-Петербург – Айзенштадт
Концертный зал 16.11.2018 / пт. / 19.00 Культурный мост Санкт-Петербург – Айзенштадт В рамках Российско-австрийского года музыки. Программа VII Международного культурного форума. При участии интенданта гайдновского фестиваля в Айзенштадте Вальтера Райхера. Симфонический оркестр Капеллы под управлением Александра Чернушенко
Скрипичный концерт и Третья симфония Бруха
Концертный зал 07.12.2018 / пт. / 19.00 Скрипичный концерт и Третья симфония Бруха При участии лауреата Международного конкурса им. Чайковского Сергея Догадина. Симфонический оркестр Капеллы под управлением Александра Чернушенко
Шостакович, Чайковский, Римский-Корсаков
Концертный зал 15.12.2018 / сб. / 19.00 Шостакович, Чайковский, Римский-Корсаков При участии народного артиста России Юрия Лаптева. Симфонический оркестр Капеллы под управлением Александра Чернушенко
Солист и дирижер – Александр Рудин
Концертный зал 22.12.2018 / сб. / 19.00 Солист и дирижер – Александр Рудин Рапсодия для виолончели Блоха и четыре симфонические легенды Сибелиуса
Новогодний концерт Симфонического оркестра Капеллы
Концертный зал 31.12.2018 / пн. / 19.00 Новогодний концерт Симфонического оркестра Капеллы Традиционный праздничный концерт оркестра Капеллы под управлением Александра Чернушенко
Скрипичный концерт и Пятая симфония Шостаковича
Концертный зал 09.02.2019 / сб. / 19.00 Скрипичный концерт и Пятая симфония Шостаковича При участии лауреата Международного конкурса им. Чайковского Сергея Догадина. Симфонический оркестр Капеллы под управлением Александра Чернушенко
Фортепианный концерт и Третья симфония Бетховена
Концертный зал 02.03.2019 / сб. / 19.00 Фортепианный концерт и Третья симфония Бетховена Аркадий Ценципер и Симфонический оркестр Капеллы под управлением Александра Чернушенко
Вольфганг Эммануэль Шмидт
Концертный зал 30.03.2019 / сб. / 19.00 Вольфганг Эммануэль Шмидт Концерт абонемента «Вокруг света с немецкими музыкантами». Профессор Высшей школы музыки в Веймаре выступит с сольной партией в виолончельном концерте Шостаковича. Симфонический оркестр Капеллы под управлением Александра Чернушенко
«Петрушка». Музыка балета Игоря Стравинского
Концертный зал 13.04.2019 / сб. / 19.00 «Петрушка». Музыка балета Игоря Стравинского Симфонический оркестр под управлением Александра Чернушенко