Шарль Гуно. Вторая симфония и Месса св. Цецилии

Концертный зал

05.10.2018 / пт. / 19.00Сезон 2018-2019


Шарль Гуно. Вторая симфония и Месса св. Цецилии

К 200-летию со дня рождения композитора. Хор и Симфонический оркестр Капеллы под управлением Владислава Чернушенко
0+

5 октября. Шарль Гуно

1-й концерт Четвертого абонемента «Юбилейные даты»

Шарль Гуно. К 200-летию со дня рождения
Симфония № 2 ми-бемоль мажор
Торжественная месса в честь cв. Цецилии
Солисты: Екатерина ЗАВАЦКАЯ (сопрано), Олег ТРОФИМОВ (тенор), Николай КУРБАТОВ (баритон)

Хор и Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
Дирижер – Владислав ЧЕРНУШЕНКО

Шарль Гуно известен широкой аудитории прежде всего как выдающийся оперный композитор, автор «Фауста», основоположник так называемой лирической оперы. Но многие и не знают, что он был автором и других прекрасных произведений. В концерте Хора и Симфонического оркестра Капеллы Санкт-Петербурга, посвященном 200-летию со дня рождения великого композитора, будут представлены именно эти менее известные грани его замечательного наследия – духовная и симфоническая музыка. Прозвучит редко исполняемая Вторая симфония и Торжественная месса святой Цецилии.

Свою торжественную мессу, сочиненную для трех солистов, смешанного хора, оркестра и органа, Гуно посвятил Цецилии – святой деве-великомученице, жившей во II-III веках, небесной покровительнице музыки. Во время работы над мессой композитор провел много времени в Сикстинской капелле, изучая работы мастеров XV-XVI веков. Премьера состоялась в день св. Цецилии 22 ноября 1855 года, в парижской церкви Святого Евстафия.

Камиль Сен-Санс вспоминал: «Исполнение Мессы вызвало шок. Эта простота, это величие, этот безмятежный свет, который поднялся перед музыкальным миром, как рассвет, очень взволновали людей. Поначалу они были ослеплены, затем очарованы, затем покорены». И он же пророчествовал: «В недалеком будущем, когда неумолимое время завершит свою работу и оперы Гуно навсегда упокоятся в пыльном святилище библиотек, Мессе de Sainte Cécile, Rédemption и оратория Mors et Vita по-прежнему будут жить. Они покажут грядущим поколениям, что этот великолепный музыкант составил славу Франции в XIX веке».

* * *

В молодости Шарль Гуно написал две симфонии, одна из них, ми-бемоль мажор, представлена в концерте абонемента. Музыка этих симфоний привлекает прежде всего своей поэтической выразительностью, естественностью языка, полного французского остроумия и очарования. Гуно привносит в свою инструментальную музыку элементы оперного жанра, что для француза неудивительно, и это придаёт симфониям оригинальный оттенок театральности. Возможно, если бы не увлечение оперой, Гуно со временем стал бы одним из лучших французских симфонистов. Симфонии были окончательно завершены в 1855 году, но большей известности не получили из-за безразличного отношения тогдашней французской публики к этому жанру. Заново они были открыты лишь в 50-е годы XX века и сейчас с успехом исполняются во многих странах.