Скрипичный концерт и Реквием Моцарта

Концертный зал

29.09.2018 / сб. / 19.00Сезон 2018-2019


Скрипичный концерт и Реквием Моцарта

Солисты, Хор и Симфонический оркестр Капеллы под управлением Александра Чернушенко. При участии лауреата международных конкурсов Софии Яковенко
0+

29 сентября. Реквием Моцарта

1-й концерт Первого абонемента «Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга»

МОЦАРТ
Концерт для скрипки с оркестром № 3 соль мажор, KV 216
Солистка – София ЯКОВЕНКО
Реквием для солистов, хора и оркестра, KV 626

Солисты, Хор и Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
Дирижер – Александр ЧЕРНУШЕНКО

За необыкновенно короткий период работы в жанре скрипичного концерта Моцарт создал поистине неповторимые по своему совершенству сочинения. В 1769 году Моцарт был назначен концертмейстером придворной капеллы в Зальцбурге. В 1775 году он сочиняет один за другим пять скрипичных концертов. Два первых концерта, еще итальянские по стилю, по своему легкому, развлекательному характеру еще близки дивертисментам и серенадам. Но уже Третий концерт соль мажор – это поразительный взлет вдохновения и уже типично моцартовское свободное выражение чувств. Альфред Эйнштейн отмечал: «...если есть чудо в творчестве Моцарта, то это – создание такого концерта».

В Третьем скрипичном концерте Моцарт достигает гармоничного сочетания того, что, по его собственному определению, могло нравиться знатокам и при этом доставлять удовольствие любителям.

* * *

Реквием Моцарта – произведение потрясающей драматической силы. В нем нет традиционной сдержанности церковной музыки, но есть невероятная искренность и боль. Умиравший в нищете Моцарт вложил в свое последнее сочинение все свои переживания от осознания скорой кончины и весь ужас от встречи с таинственным «черным человеком», заказавшим ему погребальную мессу.

Работа над Реквиемом порой доводила композитора до полного изнеможения. Образ «черного человека» и сама музыка так потрясали его воображение, что Констанца, его жена, даже была вынуждена забирать у него партитуру. Сохранившийся текст письма Моцарта передает его состояние с потрясающим трагизмом:

«В моей голове хаос, лишь с трудом собираюсь с мыслями. Образ незнакомца не хочет исчезнуть с глаз моих. Я беспрерывно вижу его. Он просит, он настаивает и требует работы. Я продолжаю писать, ибо сочинение музыки утомляет меня меньше, нежели бездействие. Больше мне нечего бояться. Чувствую – мое состояние подсказывает мне это, – мой час пробил. Я должен умереть. Я чувствую это с такой уверенностью, что мне не требуется доказательств. Я перестаю радоваться своему таланту. А как прекрасна была жизнь! Ее начало сулило великолепные перспективы. Но никому не дано изменить предначертанного судьбой. Надо послушно склониться перед волей Провидения. Итак, я заканчиваю свою погребальную песнь. Я не вправе оставить ее незавершенной».

Премьера Реквиема состоялась 14 декабря 1793 года в Вене, в церкви Цистерцианцев. Автором произведения объявил себя граф Франц фон Вальзегг-Штуппах. Именно он через своего управляющего («человека в черном») заказал Моцарту на унизительных условиях анонимности погребальную мессу в память о своей жене. После публикации Реквиема под именем истинного автора граф даже потребовал от вдовы композитора возмещения убытков. 

Музыковед Игорь Бэлза писал о Реквиеме: «Подобно Баху, насытившему свою «Высокую мессу» живыми человеческими чувствами, Моцарт смотрел на свое последнее произведение не как на «церковную музыку», а как на драматическое повествование об испытаниях, выпадающих на долю человека, о его благородных порывах, тяжелых утратах и скорбных раздумьях. …Моцарт запечатлел в своей «погребальной песне» не только напряженную атмосферу эпохи, породившей драматический пафос Реквиема, но и невыразимую горечь прощания с жизнью, которую он так любил».

Работу над Реквиемом по просьбе Констанцы завершил ученик Моцарта Франц Ксавер Зюсмайер. Последним номером, который написал сам Моцарт, был Hostias. Остальные номера Реквиема – Sanctus, Benedictus и Agnus Dei – были дописаны учеником.

Что касается оркестровки уже имевшихся номеров, то ей мы практически полностью обязаны Зюсмайеру. Его смелый стиль, удачно сочетаемый здесь с музыкой учителя, добавил Реквиему особой выразительности. «Он очень часто обсуждал со мною разработку этого произведения и сообщил мне весь ход работы и основы инструментовки», – писал Зюсмайер. «Я могу лишь мечтать о том, чтобы знатоки хотя бы кое-где нашли следы его бесподобных поучений, тогда моя работа в какой-то мере удалась».

Во второй половине XX века предпринимались попытки «очистить» музыку Реквиема Моцарта от посмертных правок и фрагментов и воссоздать недостающий материал в соответствии с моцартовским стилем письма. Наиболее известны реконструкции Ричарда Мондера и Роберта Левина. «Новые редакции» Реквиема имеют гораздо более «прозрачную» оркестровку. В частности, совершенно иное звучание приобрела Lacrimosa. Кроме того, в партитуру Реквиема была включена фуга Amen (сохранившийся краткий набросок Amen не был использован Зюсмайером). Эти версии, конечно, не могут считаться полностью аутентичными задумкам Моцарта, которые так и остались неизвестными.