Открытие сезона. Первый фортепианный концерт и «Колокола» Рахманинова

Концертный зал

19.09.2017 / вт. / 19.00Сезон 2017-2018


Открытие сезона. Первый фортепианный концерт и «Колокола» Рахманинова

1-й концерт Четвертого абонемента «К 145-летию со дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова»
Светлана Бережная (фортепиано), солисты, Хор и Симфонический оркестр Капеллы под управлением Александра Чернушенко
0+

19 сентября. Открытие сезона

РАХМАНИНОВ
Концерт для фортепиано № 1 фа-диез минор, соч. 1
Солистка – Светлана БЕРЕЖНАЯ
«Колокола», поэма для солистов, хора и симфонического оркестра, соч. 35
Солисты: Полина ЛАПТЕВА (сопрано), Юрий ЛАПТЕВ (баритон), Олег ТРОФИМОВ (тенор)

Солисты, Хор и Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
Дирижер – Александр ЧЕРНУШЕНКО

Гениальная вокально-симфоническая поэма «Колокола» Сергея Рахманинова входит в «золотой фонд» репертуара хора и оркестра Капеллы. Этот выдающийся шедевр композитора вместе с его Первым фортепианным концертом откроет новый сезон в Капелле 19 сентября 2017 года. В концерте принимает участие поистине блестящий состав солистов – народный  артист России Юрий Лаптев (баритон), солист Мариинского театра, Полина Лаптева (сопрано), солист Певческой капеллы Олег Трофимов (тенор) и Светлана Бережная (фортепиано). 

«Колокола», написанные на стихотворение Эдгара По в переводе Константина Бальмонта, принадлежат к числу выдающихся произведений кануна Первой мировой войны. Рахманинов с ранних лет был увлечен колокольным звоном и не раз передавал его в своих произведениях. «Колокола» были впервые исполнены 30 ноября (13 декабря) 1913 года в Петербурге хором, солистами и оркестром Мариинского театра под управлением автора. 8 (21) февраля 1914 года состоялась и московская премьера, в которой приняли участие солисты и хор Большого театра. Успех в обеих столицах был огромным, хотя голоса критики разделились. В четырех частях «Колоколов» показан весь жизненный путь человека от светлой, полной радостных надежд юности до кончины. В этой поэме ярко отразились тревожные, напряженные настроения начала XX века. 

* * *

Каждый из четырех фортепианных концертов Сергея Рахманинова (к которым следует добавить и Рапсодию на тему Паганини) обозначает определенную веху на пути композитора. Первый концерт написан им еще до окончания консерватории. Концерт полон юношеской свежести и непосредственности. В ряде моментов чувствуются рахманиновская «львиная хватка», напор и энергия. Это произведение стало большой удачей молодого композитора. Первое исполнение состоялось 17 марта 1892 г. в Московской консерватории. Солировал сам автор. Новая редакция была сделана в 1917 г. В обновленном виде Рахманинов неоднократно включал Первый концерт в программы своих концертных выступлений. 

* * *

Юрий Лаптев – солист Мариинского театра, народный артист России, профессор Санкт-Петербургской и Московской государственных консерваторий, ГИТИСа, МГУ, лауреат международного конкурса. С 1988 года – режиссер, солист оперной труппы Театра оперы и балета им. С.М. Кирова (Мариинского театра). В сезоне 2000–2001 Юрий Лаптев являлся солистом Метрополитен-оперы (Нью-Йорк). В 2006–2009 гг. был солистом Большого театра России. 

В репертуаре Юрия Лаптева более тридцати оперных партий. В числе его многочисленных оперных постановок – «Хованщина» в театре Ла Скала. Он принимал участие в фестивалях и гастрольных поездках Мариинского театра в США, Японии, Германии, Англии, Шотландии, Франции, Испании, Бельгии, Нидерландах, Израиле, Италии, Финляндии, Аргентине, Чили. Юрий Лаптев выступал как солист на различных сценах мира, среди которых Ковент Гарден, Римская опера, Ла Скала, оперный театр Тель-Авива, Земпер опера, а также на филармонических площадках Санта-Чечилии, Концертгебау, Брюссельской филармонии.

Работал с режиссерами-постановщиками, среди которых Стивен Лоулес, Дэвид Фриман, Грэм Вик, Тим Коулман, Элайджа Мошински (Великобритания), Штефан Пионтек (Германия), Джули Теймор (США), а также Эмиль Пасынков, Ирина Молостова, Темур Чхеидзе, Владислав Пази, Юрий Александров. Стажировался в театре Ковент-Гарден.